Пожарная безопасность в культурно-зрелищных учреждениях

СНиП 21-01-97* (СП 112.13330.2011) Пожарная безопасность зданий и сооружений относит такие объекты общественного назначения, характерные массовым нахождением посетителей лишь в определенный период, к классу Ф2 по функционалу пожарной опасности, подразделяя на подклассы:

  • Ф2.1 – здания, помещения театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, библиотек; сооружения для спорта с трибунами, в которых расчетом определено количество посадочных мест.
  • Ф2.2 – здания, помещения музеев, выставок, танцзалов.
  • Ф2.3 и Ф2.4 – это подобные объекты, но расположенные на открытом воздухе, соответственно.

Кинотеатр

Пожарная безопасность в театрах, кинотеатрах, киноконцертных залах

«Правила противопожарного режима в РФ» устанавливают к этим объектам как общие для зданий, помещений такого назначения правила ПБ в общественных местах, так и вполне конкретные требования, связанные с их спецификой, в том числе с большим, точно известным количеством посетителей:

  • Руководитель организации, в ведении которой находится здание, помещения, где проходят спектакли, киносеансы, выступления артистов, должен своим приказом назначить как ответственного за пожарную безопасность объекта, так и лиц, ответственных за противопожарное состояние всех помещений.
  • На таких объектах должны быть разработаны инструкции по мерам пожарной безопасности, действиям при пожаре, план эвакуации при пожаре; а все работники должны пройти инструктажи по ПБ, обучение ПТМ, по специально разработанным для них программам.
  • В ходе эксплуатации зданий, помещений особое внимание должно уделяться эвакуационным путям, выходам за как счет строгого соблюдения имеющихся проектных решений, что важно, ведь многие объекты такого назначения находятся в уникальных зданиях, в том числе памятниках архитектуры, так и действующих противопожарных требований по их количеству, размерам, освещению; наличию знаков ПБ, систем противодымной защиты, СОУЭ, стационарных систем пожаротушения.
  • Эвакуация из зданий должна вестись по всем типам эвакуационных лестниц – внутренним и наружным, а для обеспечения доступа на кровлю, в чердачные помещения зданий таких объектов должны иметься, быть подвергнуты необходимым регулярным испытаниям любые типы пожарных лестниц – вертикальные, маршевые.
  • Двери эвакуационных выходов не оснащаются механизмами запирания, которые невозможно без ключа открыть изнутри. Рекомендуется как для обеспечения надежной защищенности объектов от несанкционированного проникновения извне, так и для оперативной, безопасной эвакуации оснащать такие двери противопожарной фурнитурой – системами «антипаника», другими видами противопожарных дверных ручек, замков.
  • При расстановке рекламного, выставочного оборудования следует учитывать строгое соблюдение наличия проходов к путям эвакуации, выходам из помещений, здания; подходов к имеющимся на объекте средствам тушения пожаров, как изложено в требованиях к пожарным шкафам, кранам и огнетушителям, их расположению.
  • В зрительном зале все стулья, кресла необходимо прочно закреплять к поверхности пола, при этом надежно скрепляя в ряду друг с другом. Допустимо не производить крепеж кресел, стульев в ложе с числом посадочных мест не больше 12, если из ложи существует самостоятельный выход.
  • Так как все помещения, здания такого назначения относятся к объектам с массовым нахождением в них зрителей, то руководством организации должно быть обеспечено наличие ручных электрических фонарей, находящихся в исправном, работоспособном состоянии – один фонарь/50 человек.
  • Важным для обеспечения безопасной эвакуации по путям следования из зданий является требование надежного крепления к поверхности пола ковровых дорожек, ковров и других снимаемых покрытий. По понятным причинам, также запрещено использование ковровых, напольных покрытий из горючих синтетических материалов.
  • Необходима регулярная огнезащита древесины конструкций сценических коробок таких зрелищных учреждений – настила сцен, колосников, галерей, мостиков; а также периодическая огнезащитная пропитка сгораемых декораций, оформления сцены, драпировок в зрительных залах, вестибюлях, буфетах, выполненных из тканей, других горючих материалов. Причем даже у прибывающих на гастроли коллективов со своими декорациями к спектаклям должны быть в наличии акты о проведении огнезащитной обработки.
  • Регулярно должна проверяться исправность, противопожарного занавеса сцены, работоспособность противопожарных фрамуг, люков, клапанов дымоудаления систем дымоудаления, подачи свежего воздуха.

Кроме того, в театрах, кинотеатрах, киноконцертных залах, также, как и клубах, в ходе проведения любых мероприятий категорически запрещено использовать свечи, любые виды пиротехнических изделий; а также устанавливать все типы дуговых прожекторов, если они имеют степень защиты оболочки меньше IP54. Исключение – хлопушки, бенгальские огни.

Кассы кинотеатра

Кассы кинотеатра

И также запрещено:

  • Проведение любых строительно-отделочных, ремонтных мероприятий, связанных с оформлением наряда-допуска на выполнение огневых работ, как перед началом спектаклей, концертов, киносеансов, представлений, так и во время их проведения.
  • Уменьшение ширины прохода между рядами кресел, установка дополнительных стульев в проходах.
  • Полное отключение освещения во время киносеансов, концертов, спектаклей.
  • Превышать установленное расчетное количество посадочных мест, нормы заполнения зрительных залов посетителями.

В действующих официальных нормах большое внимание также уделено оснащенности зданий, помещений кинотеатров, театров, киноконцертных залов системами автоматической противопожарной защиты:

  • Сигнализацией с датчиками дыма, наиболее чувствительными к продуктам горения пожарной нагрузки, характерной для этих зрелищных учреждений.
  • Внутренним противопожарным водоснабжением, состоящим из разводки трубопроводов с установленными на них пожарными кранами, укомплектованными стволами, рукавами с соединительными головками; и водяных установок пожаротушения, со спринклерными и дренчерными оросителями, работающих в автоматическом, а также дистанционном режиме управления из помещения постоянного пожарного поста защищаемого объекта.

Не следует также забывать и о наружном противопожарном водоснабжении – не позволять устанавливать машины на крышки колодцев пожарных гидрантов, регулярно очищать их ото льда, снега в зимний период.

Для культурно-зрелищных учреждений до сих пор действуют, применяются для разработки пакета документации, контроля за соблюдением противопожарного режима в них ВППБ 13-01-94, в которых изложен свод правил ПБ для учреждений культуры РФ, во многом, конечно, перекликающийся с ППР; но имеются и отличия, учитывающие специфику объектов с массовым нахождением посетителей в период проведения спектаклей, киносеансов, концертов:

  • Если коллектив учреждения больше 15 человек, то может быть организована ДПД, члены которой будут следить за противопожарным состоянием, быть наготове к действиям в случае обнаружения очага возгорания, к помощи посетителям в период проведения эвакуации.
  • После окончания спектакля, концерта, последнего киносеанса администраторами, ответственными за ПБ должны быть подвергнуты внимательному осмотру все помещения, с немедленным устранением всех нарушений, способных привести к возникновению пожара.
  • Спектакль, генеральная репетиция, просмотр не должны проводиться без организации на сцене временного пожарного поста, с укомплектованием его водными, воздушно-пенными, порошковыми огнетушителями согласно расчету необходимого количества огнетушителей.
  • Не реже 1 раза в полгода в таких учреждениях необходимо проводить учебные тревоги/тренировки персонала по практической отработке действий при пожаре, эвакуации зрителей из зданий.
Бистро в кинотеатре

Бистро в кинотеатре

Директор (заведующий) учреждения культуры обязан:

  • Контролировать ход выполнения предписания федерального пожарного надзора, соблюдение противопожарного режима на вверенном объекте.
  • Запрещать, переносить проведение любых мероприятий с массовым присутствием зрителей, если неисправны или отключены противопожарные устройства, механизмы – занавесы, дымовые люки, клапаны или системы, установки пожаротушения.
  • Контролировать график проведения огнезащитной пропитки, обработки конструкций сцены, декораций, драпировок; не допускать их использование без осуществления этих противопожарных работ; запрещать применение в ходе спектаклей, концертов любых источников открытого пламени – свечей, факелов, пиротехники.
  • Периодически осуществлять контроль за несением службы охраны на объекте.

Пожарная безопасность в клубе

Документы по пожарной безопасности для клубов различного функционального назначения, направления деятельности, среди которых как сельский клуб, наиболее распространенный в нашей стране, часто как единственный очаг культуры, так и детский клуб, должны соответствовать той же номенклатуре, как и для театров, киноконцертных учреждений.

В домах офицеров, бывших дворцах пионеров, ставших теперь называться центрами детского/юношеского творчества, являющихся учреждения клубного типа, директорам, ответственным за пожарную безопасность объектов следует руководствоваться, пользоваться теми же нормативными документа, что и для других зрелищных учреждений.

Пожарная безопасность в спортивных сооружениях

Комплексное обеспечение ПБ характерно для крупных спортивных объектов закрытого типа большой площади и строительного объема – легкоатлетических комплексов, ледовых стадионов для хоккея, конькобежного спорта; треков для велосипедного спорта, в то время как небольшие помещения, такие как фитнес-клуб, не характеризующиеся ни большой пожарной нагрузкой, ни количеством посетителей, вполне могут защищаться по требованиям пожарной безопасности в офисе.

Пожарная безопасность в цирке

Арена цирка

Арена цирка

Существуют два типа таких зрелищных учреждений, где проходят яркие, красивые представления – стационарные в зданиях капитального характера, и передвижные сезонные, называемые шапито. Последние получили свое название от французского слова, обозначающего разборную мачтовую конструкцию, на которую натягивается купол из плотных тканей.

В ВППБ 13-01-94 для цирков сформулированы следующие требования:

  • Все здания, сооружения перед открытием нового сезона должны пройти проверку противопожарного состояния, быть приняты комиссиями.
  • Ко всем зданиям необходимы пожарные проезды, подъезды и свободный доступ. В противопожарных разрывах между строениями не должны быть оборудованы стоянки для автомобилей, устраиваться склады для какого-либо оборудования, материалов.
  • Кроме планов эвакуации людей, в цирках должны иметься планы эвакуации животных. За организацию эвакуации зрителей, животных отвечает инспектор манежа цирка.
  • Запрещен монтаж решеток на оконных проемах зданий цирка.
  • Покрытие купола цирка «шапито» выполняется только из негорючих материалов.
  • Автофургоны, прицепы, принадлежащие сезонному цирку, в том числе те, в которых установлены передвижные электростанции, необходимо размещать не ближе 10 м от зданий любого назначения.
  • Кухня, где ведется приготовление пищи животным, отделяется от других помещений цирка противопожарными перегородками, перекрытием.
  • Из конюшен, слоновников, других помещений для цирковых животных необходимо выполнить не меньше двух выходов для их эвакуации, при этом ворота должны оснащаться легко открывающимися запорами.

В связи с высоким уровнем пожарной нагрузки, большое внимание обеспечению пожарной безопасности следует уделять в зданиях, помещениях библиотек, а из-за наличия уникальных собраний художественных ценностей – в выставочных залах, картинных галереях, музеях различной направленности. Такие темы довольно обширны, поэтому об этом скоро подробно будет рассказано в двух отдельных статьях.

Просмотров 20917