В понедельник, 3 мая 1937 г., в Берлине шел холодный мелкий дождь. По мокрому асфальту в сторону Вильгельмштрассе, где размещалась штаб-квартира СС, мчался черный мерседес. В автомобиле находились полковник Фриц Эрдман, майор Франц Гуго Витт и старший лейтенант Клаус Хинкельбайн — офицеры секретной службы «Люфтваффе» (военно-воздушных сил нацистской Германии).
В здании штаб-квартиры СС, после тщательной проверки документов, все трое прошли в кабинет майора Хуфшмидта, находящегося в непосредственном подчинении Гиммлера. Прибывшие сразу почувствовали, что майор чем-то сильно озабочен. Не медля ни минуты он приступил к существу дела.
— Господа! Вам поручается задание особой важности,— майор Хуфшмидт сделал многозначительную паузу, пристально оглядел присутствующих и торжественно произнес, видимо, заранее обдуманные слова: — Надо сделать все возможное, чтобы оградить от диверсий гордость и символ величия Германии — дирижабль «Гинденбург».
— Мы располагаем сведениями,— продолжал майор,— что по прибытии в Нью-Йорк дирижабль попытаются взорвать, а это международный скандал. Нельзя допустить, чтобы пассажиры, особенно американцы, были убиты на борту немецкого корабля на территории Америки. Еще важнее, чтобы у американцев не создалось впечатление, будто немцы в рейхе настолько недовольны новым порядком, что занимаются подобными преступными делами, ибо это бросает тень на нашего обожаемого фюрера.
— Откуда получена информация? — спросил полковник Эрдман.
— Нам стало известно, — уклончиво ответил майор, — что в прошлом месяце в одном парижском банке группа врагов рейха разработала план диверсии на «Гинденбурге» с целью поставить правительство и национал-социалистическую партию рейха в неудобное положение. К счастью, у нас есть друзья в правлении этого банка. А недавно мы получили заслуживающую доверия информацию и из другого источника. Согласно этим агентурным данным, возможна попытка диверсии на дирижабле во время предстоящего репса в Нью-Йорк. Хочу напомнить вам, господа офицеры, что во время полета в Рио-де-Жанейро нашего дирижабля «Граф Цеппелин» на его борту, в ресторане, была найдена и обезврежена бомба. Этот факт говорит о том, что нужна бдительность и еще раз бдительность.
Затем майор Хуфшмидт извлек из сейфа досье и зачитал данные, которые удалось собрать о пассажирах «Гинденбурга». У многих, по мнению майора, могут быть всякие мотивы для совершения диверсии. В первую очередь подозрение падает на некого артиста — Йозефа Шпа, выдающего себя за американца с французским паспортом. В Мюнхене он встречался с врагами нацистской партии. В Берлине регулярно обедал в одном из дорогих ресторанов, что явно не по карману комику и акробату. Иозефа Шпа часто видят вместе с известной артисткой Матией Мэрифил. Она американка и находится на содержании человека, который возглавляет список опасных лиц.
— Все это лишь предположения, — закончил майор Хуфшмидт, — однако, полковник, я бы день и ночь не спускал глаз с этого проклятого артиста. Торопитесь, господа! У вас впереди много дел, а отлет «Гинденбурга» сегодня вечером.
…Группа полковника Эрдмана самолетом вылетела во Франкфурт, близ которого находился аэропорт, откуда дирижабль должен был стартовать в Северную Америку.
Дорога в аэропорт шла через сосновый лес. Здесь тоже моросил дождь и низкие тучи покрывали небо. По сторонам изредка мелькали дома с влажной от дождя красной черепицей. Скоро за деревьями показались эллинги, поражавшие воображение своими внушительными размерами. Вскоре здесь должен был подняться новый город дирижаблестроения — Цеппелин-Хайм.
Машина группы полковника Эрдмана проследовала мимо громадного эллинга, в котором готовился к полету за океан «Гинденбург». Эллинг достигал почти 300 метров в длину, имея высоту более двадцатиэтажного дома, что делало его одним из самых больших сооружений мира.
Возведение столь внушительных зданий обусловливалось гигантскими размерами дирижаблей жесткой конструкции, которые, в свою очередь, зависели от объема водорода, необходимого дирижаблю для полета, ведь один кубический метр газа обладает всплывной силой немногим более килограмма. Следовательно, чем больше в замкнутой оболочке находится газа, тем больший груз может поднять дирижабль, тем выше его полет. Однако это приводило к необходимости увеличения размеров летательного аппарата.
Характеристика
Дирижабль «LZ-129», получивший название «Гинденбург», строился четыре года. Это был величайший в мире воздушный корабль, выдающееся достижение воздухоплавательной техники. По размеру и летным данным «Гинденбург» превосходил все построенные до него дирижабли. Его длина составляла 245, высота 44,7 и максимальный диаметр оболочки 41,2 метра. «Гинденбург» был построен специально для перевозки пассажиров через Атлантический океан. Он мог принять на борт 72 пассажира, а также 55 человек команды и обслуживающего персонала.
Жесткий дюралюминиевый каркас дирижабля был покрыт плотной парусиновой оболочкой, усиленной слоями селлона с серебряной нитью для отражения солнечного тепла. Изнутри парусину выкрасили в красный цвет, не пропускающий ультрафиолетовых лучей. Эти меры безопасности дополнялись тщательной герметизацией газовых камер (мешков), вмещавших 200 тысяч кубических метров водорода. Этого хватало для того, чтобы поднять в воздух груз массой более 200 тонн. Четыре дизельных мотора «Даймлер—Бенц» номинальной мощностью 809 киловатт каждый позволяли развивать горизонтальную скорость до 130 километров в час. Полностью загруженный «LZ-129» нес достаточно топлива для совершения беспосадочного полета дальностью более 15 000 километров, что в зависимости от погоды занимало 5— 6 суток.
Для пассажиров «Гинденбурга» плавный полет над волнами океана должен был стать истинным наслаждением. На борту дирижабля их ждали комфорт и безукоризненное обслуживание, к их услугам были удобные и светлые каюты, душевые, прогулочная палуба, кают-компания, садовая клумба и даже рояль в салоне. Общая площадь только пассажирских помещений составляла 400 квадратных метров. Связь с внешним миром обеспечивали четыре радиостанции, работающие в диапазоне коротких и длинных волн.
Свой первый трансатлантический перелет из Франкфурта в Рио-де-Жанейро и обратно «LZ-129» совершил в начале апреля 1936 г. Затем последовали еще 10 рейсов в США, и все они прошли без сучка и задоринки. Прибытие первого дирижабля стало для американцев сенсацией. Членов экипажа в Нью-Йорке принимали как кинозвезд первой величины, но… блеск новизны стал быстро блекнуть. В 1937 г. намечалось совершить в США 18 трансатлантических рейсов, которым пропаганда нацистской Германии придавала первостепенное значение, особенно шумно рекламируя предстоящий полет «Гинденбурга».
Агентурные донесения о предполагаемой диверсии на борту «Гинденбурга» повергли нацистскую службу безопасности в смятение и тревогу. Натренированные люди полковника Эрдмана еще до прибытия первых пассажиров обыскали все закоулки, осмотрели все помещения, включая каюты пассажиров, кубрики экипажа, гондолу управления. На ногах сотрудников СД были специальные ботинки, чтобы исключить возможность возникновения искры, могущей воспламенить водород при его утечке из газовых камер. Осмотр помещений ничего не дал, даже малейшего намека на диверсию обнаружить не удалось. Теперь предстояли обыск подозрительных пассажиров и проверка их багажа.
Пассажиров привезли в аэропорт к причальной мачте на специальном автобусе. Они проходили к трапу готового к отлету дирижабля мимо шеренги людей в форме СД, пристально всматривавшихся в каждого пассажира. Среди них артиста Йозефа Шпа не оказалось. Он подъехал к эллингу на легковом автомобиле в самый последний момент, когда посадка пассажиров уже заканчивалась. Подмышкой Шпа держал большой сверток в коричневой бумаге, из-за которого у него возник спор с охраной.
Шпа смеялся над работниками СД, даже заявил, что отказывается лететь и возвращается со своей ношей обратно в город. У него почти силой отобрали сверток, развернули и, к разочарованию охраны, обнаружили там… куклу. Куклу внимательнейшим образом осмотрели и ощупали, сфотографировали и даже проверили на рентгеновской установке. Однако оказалось, что это всего-навсего безобидная детская игрушка, купленная Шпа в одном из магазинов Берлина; сконфуженные охранники возвратили куклу владельцу. Тем не менее, эпизод с куклой расценили как отвлекающий маневр, призванный усыпить бдительность охраны.
Несколько минут спустя капитан «Гинденбурга» Леман отдал команду: «Подъем». Дирижабль стал плавно и бесшумно подниматься, оркестр заиграл бравурный прощальный марш. Из окон пассажирской гондолы можно было видеть, как медленно уменьшается фигура дирижера оркестра. Воздушный корабль всплывал все выше и выше. Прожектора аэропорта ярко освещали удаляющийся дирижабль. На высоте более 100 метров была отдана команда включить дизельные маршевые моторы. В 20 часов 15 минут последний луч прожектора ярко высветил паучью свастику на хвосте «Гинденбурга» и погас. Впереди пассажиров ждали безбрежные воды Атлантики.
Ночной полет над океаном прошел без происшествий. На следующий день, когда штурман обдумывал, каким образом обойти циклон, широким фронтом надвигавшийся от льдов Гренландии, капитан Леман провел в своей каюте совещание с полковником Эрдманом. К этому моменту были просмотрены все имеющиеся на борту письма, обысканы пассажиры и члены экипажа, у них изъяли спички, зажигалки, фонари и лампы-вспышки. Тщательной проверке подвергнут был весь багаж. Груза на борту дирижабля оказалось немного: две породистые собаки, пленки нескольких кинофильмов, журналы, газеты, рекламные проспекты, образцы табачных листьев и яйца куропатки. Весь без исключения груз был проверен, даже яйца, как уточнил полковник Эрдман. Было решено в среду, 5 мая, еще раз проверить все помещения, но и этот обыск ничего не дал.
Когда дирижабль стал приближаться к Новому Свету, одного из пассажиров задержали в таком месте, где запрещалось находиться посторонним. Пассажиром оказался все тот же Йозеф Шпа. За этим инцидентом последовало напряженное совещание, на котором полковник Эрдман потребовал запереть, практически арестовать, Шпа в его каюте до окончания рейса, полностью лишив его возможности передвижения по дирижаблю и общения с пассажирами. Однако капитан Леман не согласился с этой превентивной мерой. Он опасался излишней огласки и подрыва коммерческой стороны последующих рейсов через океан. Шпа был оставлен на свободе, но теперь лейтенант Хинкельбайн не спускал с него глаз.
Наступило 6 мая, «Гинденбург» приближался к Нью-Йорку. В 18 часов по программе полета он должен был достичь аэропорта Лейкхэрст. Пассажиры после обильного и веселого обеда над островом Лонг-Айленд начали готовиться к высадке — укладывали чемоданы, готовили документы. Членам экипажа объявили, что «Гинденбург» должен в аэропорту произвести разгрузку и погрузку в рекордно короткое время с тем, чтобы в полночь отбыть с пассажирами обратно в Германию.
И вот, наконец, показался Нью-Йорк. Отсюда его мосты и путепроводы выглядели игрушечными, а статуя Свободы казалась фарфоровой статуэткой. Командир направил дирижабль к Таймс-сквер, пролетел над толпами зрителей, собравшихся на Бродвее. Его сопровождал эскорт самолетов. В начале пятого вечера дирижабль достиг аэропорта Лейкхэрст, но посадку делать не стал. Хотя над «Гинденбургом» еще ярко светило солнце, небо на Западе затягивалось тучами, приближалась гроза, вдали вспыхивали молнии и были слышны отдаленные раскаты грома. Капитан корабля распорядился сбросить на посадочную площадку аэропорта вымпел со словами «Ухожу от надвигающейся бури». Это сообщение было дублировано по бортовой рации.
Дирижабль направился от грозового фронта на юг по направлению к Атлантик-Сити. Чай пассажирам был подан раньше обычного. Йозеф Шпа заметно нервничал, переходил с места на место, а от него ни на шаг не отставал лейтенант Хинкельбайн. В 18 часов 22 минуты по радио пришло сообщение из аэропорта Лейкхэрст: «Рекомендуем приземлиться сейчас». Немедленно радист отправил ответ: «Взял курс на Лейкхэрст».
Около 19 часов в зоне аэропорта на высоте 200 метров появился «Гинденбург» и стал, как гигантский кит, медленно маневрировать, готовясь к приземлению. Погода к этому времени заметно улучшилась, ветер стих, небо очистилось от грозовых облаков, но еще накрапывал слабый дождь.
В аэропорту сотни людей с нетерпением ожидали приземления дирижабля, о чем широко оповещалось во всех утренних газетах. Здесь находились и пронырливые репортеры, и вездесущие фотокорреспонденты, и кинооператоры, родственники пассажиров, обслуживающий персонал аэропорта и просто любопытные. В 19 часов 19 минут «Гинденбург» подошел к причальной мачте. Многочасовой полет «Гинденбурга» через безбрежные синие воды Атлантики близился к завершению. До долгожданного приземления в аэропорту Лейкхэрст оставались считанные минуты. Пассажиры уже видели, что внизу на земле их ждала возбужденная, радостная толпа. Стрекотали кинокамеры, вспыхивали фотолампы. Встречающие махали шляпами, платками, приветствуя снижающийся воздушный гигант.
На высоте 60 метров были заглушены дизельные моторы. В 19 часов 21 минуту, когда дирижабль находился примерно в 30 метрах от земли, на глазах многочисленной толпы произошло нечто непостижимое: на дирижабле вдруг раздался сильный взрыв и в тот же миг ослепительно-яркое пламя вырвалось из его кормы.
Какое-то мгновение корабль еще сохранял шаткое равновесие, а затем, потеряв управление, огненной глыбой устремился вниз и с невероятным грохотом врезался в землю. Горящие обломки дирижабля разлетелись во все стороны, в небо взметнулись языки желто-оранжевого пламени и громадные клубы грифельно-черного дыма. Волна горячего воздуха опалила собравшихся в аэропорту объятых ужасом людей. Многие в панике бросились прочь от пылающего поверженного гиганта. К груде горящих обломков устремились пожарные автомобили и машины скорой помощи, чтобы спасти уцелевших. Вспыхнувший на земле гигантский костер ненасытно поглощал людей и развалившиеся останки воздушного корабля, помпезно носившего имя Гинденбурга.
С момента взрыва и ослепительной вспышки до того, как, ударившись о землю, рассыпался каркас дирижабля, прошло немногим более 30 секунд. Но огонь полыхал еще несколько часов — горючего материала на «Гинденбурге» было более чем достаточно. Когда начался следующий день — это была пятница — от воздушного гиганта остался только искореженный скелет да закоптившаяся свастика на несгоревшем хвосте. Обломки были проданы на металлолом за 4 тысячи долларов, а затем переправлены в Германию, где после переплавки использованы для строительства самолетов.
Из 36 находившихся на борту дирижабля пассажиров, 13 погибли на поле или умерли в госпитале. Из числа экипажа погибло и умерло от ран и ожогов 22 человека. Погиб один техник аэродромной службы. Общее число погибших при катастрофе составило 36 человек.
Что же явилось причиной гибели дирижабля? Какие события происходили на его борту в минуты, предшествовавшие катастрофе? С этих позиций интерес представляют показания очевидцев, чудом избежавших гибели в огне, мнения экспертов, а также анализ фотоснимков и кинофильмов, запечатлевших с земли все стадии гибели дирижабля.
Безошибочно можно сказать, что каждый член экипажа хорошо знал свои обязанности и четко выполнял их при причаливании дирижабля. Капитан Леман находился в гондоле управления и по внутреннему переговорному устройству был связан со всеми службами и постами. Его компетентность как руководителя полета не вызывала сомнений. Каких-либо технических неисправностей и нарушений в процессе полета над океаном и при швартовке в аэропорту не отмечалось. Правда, одним из охранников СД к концу полета при очередном осмотре была установлена утечка водорода в камере № 4. Эти камеры, или, как принято их называть, мешки с водородом размещались в парусиновой оболочке подобно горошинам в стручке и были надежно изолированы один от другого, так что падение давления газа в одном из них не могло повлиять на полет дирижабля.
При этом следует иметь в виду, что у «Гинденбурга», как и у других воздушных кораблей, был свой «верхний уровень давлений», то есть та максимальная высота, при которой газовые камеры (мешки) с водородом внутри внешней оболочки раздувались до определенного предела, а затем автоматически открывались выпускные клапаны и излишек газа уходил в атмосферу; давление в камерах падало и корабль оставался парить на заданной высоте. С точки зрения безопасности главное заключалось в недопущении образования смеси водорода и воздуха в пространстве между газовыми камерами и внешней оболочкой дирижабля. Обнаруженное охранником падение давления водорода в одной из газовых камер решено было устранить на земле: наступал момент причаливания дирижабля.
Когда члены экипажа начали через специальные люки выбрасывать причальные канаты, один из них — Хельмут Лау — услышал негромкий хлопок, как будто зажгли горелку газовой плиты. Оглянувшись, он увидел отблеск желто-оранжевого пламени внутри камеры № 4, затем на какое-то мгновение пламя исчезло, но как только воздух проник в «мешок», раздался взрыв и огненный шар взметнулся вверх, осыпая все вокруг искрами и горящими клочьями оболочки. Лау хорошо помнит, что через несколько секунд последовал второй, более мощный взрыв, дирижабль, будто живое тело, содрогнулся и рухнул на землю. Силой удара Лау отбросило из очага далеко в сторону, и он остался жив, получив ожоги и травмы.
Вокруг ослепительно сверкало пламя. Вряд ли я рассуждал в ту трагическую минуту; для этого не было времени. В мгновение дирижабль достиг земли, ударившись о нее со страшным грохотом. Силой удара меня отбросило от огненного пекла. Кто-то подбежал ко мне и помог перебраться в безопасную зону. Я почти потерял сознание от страха и полученных ушибов, поэтому ничего не могу рассказать об обстоятельствах катастрофы. Думаю, что и никто другой не может — ведь все разыгралось в несколько секунд».
Йозеф Шпа увидел ослепительную вспышку огня, будучи в обеденном салоне. Реакция его была мгновенной. Он выбил фотоаппаратом окно. Посыпались осколки стекол. Шпа тут же вылез в окно, его примеру последовали еще два пассажира. Все трое повисли с внешней стороны гондолы. Шпа благодарил бога за то, что обучался цирковому искусству. Двое других пассажиров не смогли долго удержаться, упали на землю и разбились. Но артист продолжал висеть до тех пор, пока высота не уменьшилась до 10— 12 метров. Затем прыгнул вниз, сжавшись перед падением в комок, и покатился кубарем по земле. Отряхнув пыль и грязь, он стремглав бросился бежать от пылающих развалин дирижабля. Шпа отделался только вывихом ступни.
Он поднялся и, хромая, шел мне навстречу с окровавленным лицом, машинально повторяя одни и те же слова: «Я не могу понять, не могу понять!» Его сейчас же поместили в санитарный автомобиль и отвезли в больницу, где он, как я позже узнал, вскоре умер от полученных ожогов и ран».
Катастрофа была заснята пятью кинооператорами, приехавшими в Лейкхерст по случаю прилета «Гинденбурга». Съемки начались, как только дирижабль появился на горизонте, и продолжались до его падения на землю, запечатлев в деталях душераздирающие сцены гибели людей в огне. Уже на следующий день после катастрофы в нью-йоркских кинотеатрах демонстрировался фильм о гибели «Гинденбурга». Кадры фильма производили исключительно тяжелое впечатление на зрителей. В одном из фильмов отчетливо просматривалось начало катастрофы — маленькое облачко дыма, появившееся внизу кормовой части дирижабля.
Телеграф, радио, газеты молниеносно разнесли по всему свету весть о гибели «Гинденбурга», акцентируя внимание на душераздирающих сценах пожара и гибели пассажиров. Сенсационные сообщения о мельчайших подробностях катастрофы настроили общественное мнение против дальнейшего использования дирижаблей как транспортного средства, чрезвычайно опасного для жизни людей. Трагедия, разыгравшаяся на поле Лейкхэрста, во сто крат усиленная стараниями прессы, стала черным днем для дирижаблей. Объективное расследование катастрофы в какой-то мере могло реабилитировать воздушный корабль как развивающийся новый вид техники, но этого не произошло.
Причина
Назначенное министерством торговли США расследование производилось поверхностно и поспешно. Выдвигались самые различные версии относительно причин взрыва и пожара на борту дирижабля. Трудность заключалась в том, что американцы упорно отрицали возможность диверсии, прежде всего из желания избежать обострения международных отношений. Немцы тоже не особенно стремились докопаться до истинной причины катастрофы. Германская комиссия по расследованию получила приказ Геринга— «ничего не открывать». Нельзя было допустить мысли, что среди немцев нашлись люди, дерзнувшие уничтожить нацистский символ величия третьего рейха. Было сделано все, чтобы замять происшествие, а возникновение пожара в газовой камере и последующая гибель дирижабля приписывались «разряду статического электричества». В то же время никаких следственных экспериментов, расчетов или технического обоснования возможности возникновения пожара и взрыва па борту дирижабля от разряда статического электричества не производилось.
Эту версию отстаивал и доктор Эккенер, председатель наблюдательного совета дирижаблестроительной компании «Цеппелин», на эллингах которой был построен «Гинденбѵрг». В момент катастрофы дирижабля Эккенер находился в Граце (Австрия) и, не располагая еще результатами расследования, мнением экспертов, сделал довольно категорическое заключение о причине гибели «Гинденбурга». Он заявил, что, по его мнению, воспламенение водорода, просочившегося из газовой камеры, произошло от разряда атмосферного электричества.
Позднее Эккенер, уже перед комиссией, утверждал, что при резком повороте дирижабля во время маневров приземления порвался трос рулевого управления, который и проткнул заднюю камеру, вследствие чего между верхними газовыми камерами и наружной оболочкой дирижабля образовать взрывчатая смесь водорода и воздуха. Причальные канаты были мокрые, когда их бросали на землю во время дождя, и дирижабрь превратился в горизонтальный молниеотвод. От разряда атмосферного электричества внутри дирижабля возникли искры, воспламенившие взрывчатую смесь.
Достоверность картины гибели дирижабля, нарисованная доктором Эккенером, вызывает большое сомнение. Во-первых, процесс горения в газовой камере (мешке) № 4 был замечен членом экипажа Лау в самый момент сброса причальных канатов, когда они еще были сухими и не могли быть проводниками электрического тока. Во-вторых, камеры запечатлели появление дыма в нижней части кормы корабля еще до взрыва, когда причальные канаты еще не коснулись земли. Неисправность в рулевом управлении не подтверждается уцелевшими членами экипажа. Рули во время полета и в процессе приземления функционировали нормально.
По мнению Розендаля, виднейшего американского специалиста 30-х годов по вопросам дирижаблестроения, причину катастрофы установить невозможно. По его заключению, общие условия для приземления дирижабля были удовлетворительными, дождь почти перестал, сила ветра была незначительная и приземление до момента взрыва происходило вполне нормально.
Однако именно версия, высказанная немецким специалистом, была признана официальной по результатам расследования прими катастрофы «Гинденбурга». С этого времени боязнь воспламенения водорода от разряда статического электричества стала техническим пугалом для каждого, кто пытался решить проблему создания безопасных летательных аппаратов легче воздуха…
Прошло 35 лет и подлинные факты гибели «Гинденбурга» в Лейкхэрсте удалось установить американскому журналисту Майклу Макдональду Муни, который и опубликовал их в одном из журналов Бразилии.
Нацистская служба СД, сосредоточив все внимание на пассажирах дирижабля и особенно на усиленной слежке за Йозефом Шпа, шла по ложному следу. Точно установлено, что среди пассажиров первого в 1937 году рейса дирижабля в Америку не было людей, замышлявших диверсию на его борту. Угроза исходила совсем с другой стороны, о чем сотрудники СД и не подозревали.
Среди членов экипажа «Гинденбурга» находился молодой немец, Эрих Шпель, непримиримый противник нацизма. Он происходил из баварской крестьянской семьи, в которой с юности привык к труду, научился мастерски владеть иглой и швейной машинкой. Немногословный, физически крепкий Эрих, несмотря на молодость, пользовался большим уважением в семье и среди знакомых. Знание портняжного дела привело его в эллинги компании «Цеппелин» и позволило участвовать в строительстве «Гинденбурга». Его умение прочно и быстро сшивать парусиновую оболочку газовых камер, мембран из толстых кишок было выше всяких похвал. Он успешно освоил ряд других специальностей, выполняя их быстро и аккуратно. Прилежного мастерового человека заметили и пригласили в состав экипажа в качестве наладчика. Шпель согласился.
В этот период он познакомился с одним немецким художником, прошедшим через допросы и пытки в застенках гестапо, где ему изуродовали руки. После многочисленных допросов и пыток художника выпустили на свободу, посчитав, что при своей физической беспомощности он для нацистов уже не опасен. Беседы с художником и его бедственное положение беспомощного калеки посеяли в сознании Шпеля ненависть к национал-социализму. Он решается вступить в борьбу с фашизмом. Но как? Шпель остро переживает, когда каждый рейс за океан дирижабля, в строительство которого и он вложил свой труд, нагло используется нацистской пропагандой для возвеличивания третьего рейха. Он, рабочий человек, принимает самостоятельное решение уничтожить «Гинденбург», как козырную карту Германии. Своими мыслями Шпель ни с кем не делится, действует в одиночку и это спасает его от слежки гестапо и возможного провала. В экипаже дирижабля он ведет себя безукоризненно и его ставят в пример другим.
Для квалифицированного специалиста, имевшего к тому же беспрепятственный доступ в мастерские аэропорта, не представляло большого труда сделать зажигательный механизм, при помощи которого можно вызвать пожар и взорвать наполненный водородом «Гинденбург». Не исключено, что кто-то и оказал Эриху Шпелю помощь в подготовке диверсии, но эту тайну он унес в могилу.
Мина, а точнее, зажигательное устройство, помещенное Шпелем в газовую камеру № 4 задолго до отлета дирижабля, была чрезвычайно проста, но надежна. Детонатор, работающий от сухих батарей по принципу магниевой вспышки, поджигал фосфор, который, в свою очередь, прожигал ткань «мешка», в котором находился водород, а дальше следовали вспышка и взрыв. Мина была снабжена часовым механизмом. Чтобы привести ее в действие, достаточно было повернуть рукоятку часового механизма.
Шпель не собирался никого убивать, он рассчитывал подождать, пока дирижабль произведет посадку, затем включить часовой механизм и спокойно удалиться. Взлететь на воздух должен был на стоянке только сам символ рейха, когда пассажиры и экипаж покинут дирижабль.
В 18 часов Эрих Шпель сдал полетную вахту. Прежде чем уйти с поста, он разрезал ножом парусину в газовой камере № 4 и привел в действие часовой механизм. Разрез в парусине он тщательно прикрыл складками камеры. К концу полета часть водорода всегда выпускалась, поэтому в образовавшихся складках невозможно было увидеть небольшой разрез. Утечку водорода в камере № 4 перед приземлением и обнаружил один из охранников, однако прорезь в ткани никто не заметил.
Задержка с приземлением дирижабля из-за непогоды спутала расчеты Эриха Шпеля. В момент взрыва он находился в носовой части. Через иллюминатор он увидел ослепительную вспышку, которая грозила гибелью всему дирижаблю. Шпель посмотрел на часы — было 19 часов 25 минут. Часовой механизм сработал слишком рано! Может быть, он неправильно установил указатель времени? А может, случилось что-то в механизме устройства или фосфор раньше времени прожег оболочку и поступивший в газовую камеру воздух привел к взрыву водорода и пожару? Шпель приготовился к худшему, мер к самоспасению принимать не стал…
В Лейкхэрсте был срочно организован медицинский пункт, где пострадавшим оказывали первую помощь. Среди них находился избежавший гибели Йозеф Шпа, которому наложили гипс на ступню. Так как он хорошо говорил по-немецки, медицинская сестра попросила его пройти в соседнюю комнату, чтобы он помог одному молодому немецкому парню из экипажа «Гинденбурга», находившемуся в тяжелом состоянии. Сестра сказала артисту, что молодой немец сильно пострадал от ожогов и полученных ран и не может писать. Шпа, прихрамывая на поврежденную ногу, прошел к пострадавшему, голова и руки которого были забинтованы. Он с трудом произносил слова, порой впадал в бессознательное состояние.
Это и был Эрих Шпель — борец-одиночка против фашизма. Йозеф Шпа предпочел умолчать, о чем ему говорил перед смертью Эрих Шпель, кроме просьбы записать текст телеграммы.
Таковы подлинные обстоятельства гибели «Гинденбурга», установленные журналистом Майклом Муни много лет спустя.
Сенсационная гибель «Гинденбурга» на глазах сотен зрителей, а также скоропалительные официальные выводы расследования причин катастрофы имели самые пагубные последствия для развития дирижаблестроения.
Савельев П.С. Пожары-катастрофы