Дворец Шайо на площади Трокадеро в Париже был построен как главный, парадный вход к Всемирной выставке 1937 года. Позже он использовался как обширный культурно-музейный комплекс.
В 21:53 23 июля 1997 года многочисленные туристы и горожане были потрясены: на идиллическом фоне ночной столицы из-под крыши дворца Шайо внезапно вырвался сноп пламени. Живущий, по старой французской традиции, прямо здесь, в здании, директор Музея скульптуры немедленно оповестил о случившемся городскую пожарную службу. Спустя считанные секунды сюда уже неслись первые боевые расчеты со спасательного поста «Дофин» – три автонасоса, автомобиль ГДЗС, два дымососа – и через несколько минут они оказались на месте происшествия, у 35-метрового здания из тесаного камня, железобетона и крышей сложной конструкции. Уже первые огнеборцы, пробравшиеся внутрь, быстро убедились – работы по локализации будут сложными, предстоит «горячая» ночь.
Пламя быстро набирало силу, непрерывно росла площадь пожара. Встретивший подразделения ночной сторож мало что смог им объяснить, он лишь невнятно лепетал нечто о произведениях искусства внутри и не смог дать сколько-нибудь вразумительных разъяснений по внутреннему устройству здания. Между тем там располагались масса помещений музеев с раритетными экспонатами, театр и ресторан со сложной планировкой.
Еще до того как дежурный офицер пятой команды, который как старший по званию пожарный округа, взял на себя руководство тушением пожара, раздались два сильных взрыва. РТП распорядился начать действовать двумя пожарными мониторами, доставив их к вентиляционным шахтам, два других начали подавать воду на внутреннюю террасу одного из музеев. Едкий чад и все возраставшая температура сильно затрудняли действия огнеборцев. На 22:05 площадь горения продолжала увеличиваться, бойцы вели поиск людей, возможно, еще остававшихся во дворце. Едва взобравшийся по автолестнице к кровле офицер попытался оценить обстановку снаружи – через прозрачные конструкции, как раздался еще один взрыв, и через разрушенный участок кровли пламя вырвалось, тяга резко возросла. Находящаяся совсем рядом Эйфелева башня окрасилась разноцветными всполохами бушующей стены огня. Люди с мониторами внутри здания, на террасах, из-за высокой температуры были вынуждены отступать. Затем прогремел еще один взрыв, и пламя по стропильным фермам начало быстро распространяться по направлению к павильону Д’Абу, располагавшемуся в конце восточного крыла здания. Были запрошены подкрепления.
Главной проблемой для действий внутри, из-за узости и извилистости проходов, оказалось обеспечение доступа для тушения к самим стропильным фермам, и атака на огонь наверху оказалась надолго приостановленной. РТП решил ввести в работу еще три автолестницы со стволами и бороться с огнем сверху, пока лишь снаружи. Между тем внутри часть пожарных стала укрывать от воды и падающих обломков уникальные экспонаты. К счастью, часть из них еще до начала ремонтных работ в здании была перемещена в запасники и оказалась вне угрозы уничтожения.
На 22:08 на пожаре работают уже 200 огнеборцев. Площадь Трокадеро у дворца Шайо была заполнена плотными толпами людей, мешавших действиям пожарных. Девять мощных мониторов непрерывно обрушивали на огонь тонны воды, однако из-за огромной температуры внутри большая часть ее быстро превращалась в облака пара. Первые попытки проделать отверстия в кровле, чтобы подготовить новые позиции для продолжения натиска на пламя, оказались безуспешными. РТП сообщил собравшимся журналистам о том, что кровля дворца – пятислойная, и быстро преодолеть этот «слоеный пирог» вряд ли удастся, а продолжение успешной работы пожарных изнутри возможно лишь в специальных теплоизолирующих костюмах и масках.
Очень высокая температура требовала немедленного проведения эвакуации всех произведений искусства. Пожарные работали уже на пределе своих сил. Для защиты от льющихся сверху потоков воды между стропильными фермами и нижними ярусами здания были спешно установлены специальные навесы, дополнительно укрыты многочисленные рулоны кинопленки. Одновременно не останавливали эвакуацию из дворца особо ценных экспонатов музеев. Однако пожар продолжал развиваться, и 18 рукавных линий по-прежнему мало влияли на обстановку внутри. Дым заполнил всю площадь крыши здания, но огнеборцы упорно шли вперед среди уже начавшихся разрушаться участков строительных конструкций, сваливавшихся вниз. В итоге пострадали двое из них, получив отравление дымом и ожоги.
Восточное крыло дворца Шайо. Цифры у рукавных линий показывают количество поданных стволов
Только лишь после полуночи предпринимаемые парижскими огнеборцами отчаянные усилия смогли дать определенный результат – пожар был локализован, и, наконец, в 2:40 ночи потушен. В течение почти 5 часов 28 офицеров и около 300 человек начальствующего состава и рядовых пожарных участвовали в борьбе с огнем.
Ущерб составил десятки миллионов франков. К счастью, ценой самоотверженных действий огнеборцы все же сумели не допустить перехода пожара на основные внутренние помещения дворца Шайо, тем не менее, после обрушения участков крыши и от потоков воды в одном только Музее французских памятников было уничтожено до 10% гипсовых слепков готических строительных украшений, треть всех экспонатов повреждена. Как установили эксперты, причиной пожара стала халатность при выполнении сварочных работ на крыше здания. Причем со второй половины дня пожар развивался совершенно незаметно для рабочих. Несколько произошедших взрывов объясняются тем, что пламя охватило газовые баллоны, которыми пользовались рабочие-кровельщики.