Военное искусство – это теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в околоземном пространстве. В.и. включает стратегию, оперативное искусство и тактику.
Развитие В.и. предопределяется внешней политикой и военной доктриной государства, численностью мобилизационных ресурсов, состоянием науки и техники, объемом и уровнем промышленного производства, уровнем развития средств вооруженной борьбы – вооружения и военной техники, а также зависит от количественного и качественного состава ВС, национальных традиций, физико-географических условий и др.
Стратегия является высшей областью В.и. и охватывает теорию и практику обеспечения военной безопасности страны, в т.ч. предотвращения войны, подготовки страны и ВС к отражению агрессии, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом. Стратегия изучает и определяет:
- вероятный характер войн и пути их предотвращения военными средствами;
- цели и задачи военной организации государства в войне и ВС в военных действиях стратегического масштаба;
- необходимые средства для их ведения;
- содержание, способы и условия подготовки и ведения войны в целом и различных форм стратегических действий;
- стратегическое планирование применения ВС в войне и стратегических операциях, применение в них видов ВС;
- основы стратегического, морально-психологического, технического и тылового обеспечения действий ВС;
- руководство ВС в мирное и военное время;
- выработка стратегических требований к строительству ВС, подготовке экономики, населения и территории страны к войне;
- стратегические взгляды ведущих государств и коалиций, их возможности по подготовке, развязыванию и ведению войны и военных действий стратегического масштаба.
Основные задачи стратегии и направления ее развития определяются государственной политикой и экономикой страны, в общем виде они формулируются в Конституции и военной доктрине. Политика определяет порядок подготовки к возможной войне, средства и способы ее ведения, мобилизует людские и материальные ресурсы на достижение победы в войне, создает благоприятные внутренние и внешнеполитические условия для стратегии. В свою очередь, стратегия оказывает обратное воздействие на политику. Результаты стратегических исследований предоставляются в распоряжение органов государственной власти, которые используют их для решения вопросов военного строительства, подготовки и ведения войны.
Оперативное искусство является другой составной частью В.и. и представляет собой теорию и практику подготовки и ведения военных действий оперативного масштаба (операций, сражений, боевых действий, ударов) объединениями видов ВС. Оперативное искусство занимает промежуточное положение между военной стратегией и тактикой, подчинено стратегии и определяет задачи и направления развития тактики. Основными факторами, определяющими содержание и развитие оперативного искусства, являются:
- военная доктрина и военная политика государства, военная наука, техническая оснащенность ВС, система обучения личного состава армии и флота, качество средств вооруженной борьбы, уровень оснащения войск (сил) иностранных государств современным вооружением, а также изменение их взглядов на применение войск (сил) в различных формах военных действий;
- военно-политические, военно-экономические и физико-географические условия театров военных действий.
Задачи теории оперативного искусства состоят в разработке его структуры, которая может быть представлена общими основами и теорией оперативного искусства каждого вида ВС. Теория оперативного искусства каждого вида ВС исходит из общих основ, учитывает специфику организации, вооружения, сферы действия, боевые возможности и способы оперативного применения объединений (соединений) своего вида ВС. Общие основы рассматривают:
- общетеоретические положения для всех видов ВС;
- содержание важнейших категорий, классификацию и характерные черты форм военных действий оперативного масштаба, принципы их подготовки и ведения;
- роль, место и задачи объединений (соединений) видов ВС в военных действиях и способы их согласованного применения, а также основы управления войсками (силами).
Задачи практики оперативного искусства выражаются и реализуются в непосредственной деятельности (искусстве) командования, штабов, др. органов управления и войск (сил) объединений по подготовке и ведению общевойсковых, морских, воздушных, воздушно-космических и др. самостоятельных и совместных операций (боевых действий).
Тактика как составная часть В.и. охватывает теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями (кораблями) и соединениями различных видов ВС, родов войск (сил) и специальных войск. Теория тактики исследует закономерности, характер и содержание боя; разрабатывает способы его подготовки и ведения. Практика тактики охватывает деятельность командиров, штабов и войск (сил) по подготовке и ведению боя. Она включает:
- постоянное изучение данных обстановки;
- принятие решения, постановку задач подчиненным и организацию взаимодействия;
- планирование боя и подготовку войск (сил) к выполнению боевой задачи;
- ведение боя и управление подразделениями и частями;
- всестороннее обеспечение боевых действий.
На развитие тактики в первую очередь влияют изменение вооружения и качество личного состава войск. Тактика находится в диалектическом взаимодействии с оперативным искусством и стратегией, положениями которых она руководствуется.
Основные положения В.и. ВС РФ в начале XXI века нашли свое отражение в Военной доктрине РФ, концепции ядерного сдерживания, доктрине информационной безопасности, Морской доктрине РФ, Основах (концепции) государственной политики РФ в области военного строительства, ряде др. государственных документов и детализированных основополагающих документах ВС РФ, разработанных и утвержденных в 2003.
Источники: Эволюция военного искусства: этапы, тенденции, принципы. Ларионов В.В. и др. —М., 1987; История военного искусства. Кирьян М.М. и др. —М., 1986; История военной стратегии России. Дайнес В.О. и дp. —М., 2000; Основы стратегии и оперативного искусства. Гайворонский Ф.Ф. и др. —М., 1990; Тактика. Резниченко В.Г. и др. 2-е изд., переработанное и дополненное. —М., 1988.