Издавна пожары являлись злом для театральной сцены. Мало найдется в мире театров, которых не коснулась бы разрушительная сила огня. Этой горькой участи, видимо, удалось избежать только античному театру с его открытым амфитеатром и просторной сценой, без кулис и занавеса. По мере того как театральные здания приобретали монументальность, росла помпезность постановок, увеличилась и угроза возникновения пожара. Стремление служителей Мельпомены ошеломить неискушенного зрителя пышностью декораций, роскошью костюмов, удивить блеском и мишурой, вызвать восхищение затейливостью фейерверка нередко оборачивалось беспощадным буйством огненной стихии, в объятьях которой гибли как сами творцы чудес, так и тот, кто пришел окунуться в сказочный мир театра.
Но зрелища таили в себе столько притягательности и очарования, что ужасающие катастрофы быстро забывались и доверчивый зритель снова и снова устремлялся в балаганы, цирки, позолоченные залы роскошных театров. Потребовались долгие годы поисков, прежде чем были найдены способы безопасности зрелищных представлений. Строители, инженеры, просто поклонники театрального искусства на протяжении столетий настойчиво изыскивали возможность сделать театры неуязвимыми для огня.
Историю строительства зданий, предназначенных для зрелищных представлений, и почти все значительные пожары, происшедшие со времени зарождения театрального искусства, досконально изучил и затем описал Густав Эффенбергер в книге «Вселенная в огне». Этот труд, содержащий богатый фактический материал «о больших и интересных пожарах всех столетий», был издан в Ганновере на немецком языке накануне первой мировой войны и поэтому, видимо, остался не замеченным для специалистов и не переведенным на иностранные языки.
Причины пожаров в театрах
Любопытна классификация причин пожаров в театрах, происшедших в XIX столетии. Из 100 зарегистрированных в различных странах мира пожаров 37 возникли по причине неосторожного обращения с огнем обслуживающего персонала, в 21 случае пожары происходили из-за нарушения правил обращения с газовыми лампами, которые до появления электричества были основным средством освещения. В 16 случаях причиной пожаров явились неисправность и неправильная эксплуатация отопительных систем, 17 театров сгорели из-за неосторожного применения на сцене фейерверка и огнестрельного оружия, 3 театра пострадали от поджогов. Остальные 6 пожаров в театрах вспыхнули во время проведения строительно-ремонтных работ и в результате военных действий.
По далеко не полным данным, за время с 1751 по 1885 годы в результате пожаров в театрах, цирках и балаганах погибли 6735 человек. В последующем вплоть до наших дней то один, то другой театр становился жертвой пожара.
В печальном перечне театров, пожары в которых унесли десятки и сотни человеческих жизней, числятся:
Название театра, год пожара | Число погибших |
Театр в Амстердаме, 1772 г. | 16 |
Театр «Колизей» в Сарагоссе, 1778 г. | 77 |
Театр в Каподи в Истрии, 1794 г. | 1000 |
Балаган Лемана в Петербурге, 1836 г. | 126 |
Театр в Кантоне, 1845 г. | 1670 |
Театр в Квебеке, 1846 г. | 200 |
Театр в Карлсруэ, 1847 г. | 63 |
Театр в Нью-Йорке, 1876 г. | 283 |
Ринг-театр в Вене, 1881 г. | 600 |
Комическая опера в Париже, 1887 г. | 100 |
Цирк в Бердичеве, 1883 г. | 300 |
Театр «Ирокез» в Чикаго, 1903 г. | 580 |
Театр «Новедадес» в Мадриде, 1926 г. | 80 |
Цирк в Нитерое, 1960 г. | 350 |
Пожар в замке Амалиенборг
Первое подробное описание крупной театральной катастрофы относится к 1668 году. Это произошло в театре Копенгагена, столице королевства Дании. На празднование дня рождения второго сына король пригласил «Оперу и прекрасную музыку». Так как подходящих помещений для подобных представлений не было, около королевского замка Амалиенборг был построен из дерева специальный театр, который внутри был украшен переплетенными ветками можжевельника, многочисленными масляными лампами и бумажными фонариками со свечами. 13 апреля приглашенная Опера дала первый спектакль.
Выступление понравилось настолько, что знатные семьи попросили короля разрешить повторить спектакль. Разрешение было дано, и 19 апреля должно было состояться повторное представление. Театр был заполнен до последних мест, каждый предвкушал увидеть прекрасное искусство. Содержание либретто оперы заключалось в победе в войне и заключении мира. В конце первого акта появлялся бог войны Марс, который разбрасывал вокруг себя «огнедышащих чертей». Это и привело к несчастью. Несколько искр упало на высохшие ветки можжевельника и подожгло их.
Со скоростью мысли огонь начал распространяться по покрытым масляной краской деревянным постройкам, быстро воспламеняющимся декорациям, за короткое время охватив все помещение. Среди 2000 присутствующих зрителей, представлявших элиту копенгагенского общества, поднялась ужасная паника. Во время безнадежной борьбы за спасение большинство женщин и детей упали под ноги бежавших, многие были зажаты в толчее, образовавшейся в проходах, или сбиты с ног. Достаточно было четверти часа, чтобы все здание превратилось в пепел. Жадные языки пламени, раздуваемые ветром, перекинулись на королевский замок Амалиенборг и уничтожили самые дорогие произведения искусства. Каждая попытка потушить пожар была тщетной, и даже суда в морской гавани удалось спасти от пламени с большим трудом.
Когда огонь сделал свое зловещее дело, под обломками было найдено 290 трупов, а из тех, кому удалось избежать гибели от огня, 78 получили увечья и тяжелые ранения.
Только счастливой случайностью можно объяснить то, что никто из членов королевской семьи, за исключением принца Глюксбурга, не находился в театре; последнему с трудом удалось избежать страшной смерти, но его дворецкий сгорел.
Густав Эффенбергер, после скрупулезного изучения архивных материалов и известных литературных источников установил, что после пожара в Копенгагене еще 1200 театров стали жертвами пожаров, из них добрая половина сгорела дотла. Из 600 пожаров, полностью обративших в пепел театральные здания, в 72 случаях в момент возникновения пожара публика находилась в театре. Эти 72 пожара в 24 случаях закончились страшными катастрофами – гибелью большого количества людей, присутствовавших на театральном представлении. Статистика показывает, что наиболее ужасные пожары с большими человеческими жертвами происходили в Париже, Лондоне, Вене, Чикаго, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Карлсруэ, Мадриде и некоторых других крупных городах.
Пожар в театре в Бруклине
В большинстве случаев первоначальные очаги пожаров возникали в сценической части театров, откуда огонь и дым молниеносно проникали в зрительные залы, создавая угрозу жизни людей. При подобных обстоятельствах в Нью-Йорке 5 декабря 1876 года произошла крупная катастрофа в театре Бруклина. Это был сравнительно новый театр, открытый всего пять лет назад. По архитектуре, планировке и отделке помещений он считался одним из лучших в городе. Театр вмещал 1450 зрителей.
На вечернем представлении в театре присутствовало около 1000 человек, в том числе 250 в партере, 350 в бельэтаже и 400 в галерее. Когда спектакль уже подходил к концу, загорелась над планшетом сцены мягкая декоративная ткань. Причиной воспламенения ткани, видимо, послужил газовый светильник. Один из рабочих сцены, заметив появившийся огонь, быстро поднялся на галерею и попытался длинной палкой сбить пламя с ткани.
Но его усилия не увенчались успехом, декорации продолжали гореть. Сам он получил тяжелые ожоги и через два дня скончался в больнице. Директор театра, машинист и другие рабочие сцены также тщетно пытались потушить пожар. Пламя быстро распространялось вверх сценической коробки. Артисты, хотя и видели появившийся над их головами огонь, продолжали бесстрашно играть свои роли, не прерывая диалогов.
1. Место возникновения возгорания, где тканевый занавес, по-видимому, соприкоснулся с пламенем газовой лампы. Первым огонь заметил помощник режиссера Торп и, возможно, другие. Вода для того, чтобы потушить очаг возгорания, не была доступна. Он отдает приказ рабочим сцены сбить пламя. 2. Актеры и рабочие сцены эвакуируются через выход на Джонсон-стрит. 3. Люди, сидящие перед сценой в партере были эвакуированы в течение нескольких минут (250 человек) через два выхода. 4. Зрители на балконе 2 этажа имеют два пути эвакуации – оба по однопролетным лестницам вниз. Выход на Flood Alley заперт. 5. Большинство жертв сидели на балконе 3 этажа, эвакуироваться с которого можно было только по единственной узкой лестнице к выходу на Вашингтон-стрит.
Наконец, когда на сцену дождем посыпались искры и стали падать горящие обрывки декораций, режиссер прервал спектакль. Он подошел к рампе и крикнул, чтобы публика как можно быстрее покинула театр. Эти слова повергли зрителей в панику.
Мужчины и женщины бросились к выходу, многие в образовавшейся толкучке были раздавлены и затоптаны насмерть. Среди них оказались и полицейские, дежурившие в вестибюле. Толпа людей буквально спрессовалась у выхода наружу, каждый всеми силами стремился как можно быстрее выйти из горящего помещения. Некоторые вырывались из давки ценой невероятных усилий, почти без одежды, покрытые синяками и ссадинами.
Запасные выходы из зрительного зала почти не использовались, так как зрители устремились к тем немногочисленным дверям, через которые они вошли в театр перед началом представления. Пожар развивался очень быстро. К прибытию пожарных частей Нью-Йорка огонь охватил сцену, зрительный зал, фойе и подсобные помещения. Все усилия пожарных были направлены на спасение людей, которым угрожала гибель в огне.
Очень скоро обрушились несущие конструкции и здание обвалилось. Всю ночь пожарные продолжали проливать водой горящие развалины. О количестве погибших узнали только на следующее утро, когда стали разбирать обгоревшие остатки здания. Под развалинами театра, у выхода, нашли 50 трупов. Чем дальше производилась разборка обрушившихся конструкций, тем больше обнаруживалось жертв. Всего на пожарище было найдено 283 трупа.
Пожар в Ринг-театре в Вене
Пять лет спустя еще более страшная катастрофа произошла в «Ринг-театре» Вены. Этот театр был построен в 1873 году известным австрийским архитектором Риттером фон Фёрстером с необыкновенной пышностью. Мрамор, дорогие сорта дерева, скульптуры, кованые решетки, лепка и позолота украшали театральные залы и особенно ложи для избранной публики. Роскошное убранство дополнялось вычурной мебелью, портьерами и занавесами из дорогого бархата, гобеленами, картинами. В партере, ложах и ярусах насчитывалось 1760 мест.
Для придания театру большего уюта архитектор спроектировал лестницы, ведущие в партер и ложи, скрытыми – подход к ним был возможен только через гардеробные помещения и верхние ярусы. Сам архитектор признавал, что внутренняя планировка театра неудобна и небезопасна для людей, но, поддавшись настояниям заказчиков, проекта не изменил. При строительстве здания главное внимание обращалось на роскошь и внешний блеск театра. Не были учтены даже требования безопасности при устройстве дверей: все они открывались внутрь помещений, хотя тогда уже в большинству зрелищных зданий было признано необходимым двери навешивать так, чтобы они открывались по ходу эвакуации людей из помещений. Неудачная планировка путей эвакуации в «Ринг-театре» имела самые пагубные последствия и оказалась одной из основных причин гибели людей.
8 декабря 1881 года на вечернем представлении, как всегда, в театре все места были заняты. До начала веселой венской комедии оставалось 7 минут. Публика – от партера до верхней галереи – с нетерпением ожидала выхода актеров.
Тяжелый, расшитый золотом бархатный занавес еще отделял зрителей от сцены. В это время там заканчивались последние приготовления к спектаклю: один из рабочих с длинным шестом в руках, на верхнем конце которого находилась маленькая спиртовая лампочка, зажигал газовые рожки софитов. В момент перевода шеста к следующим софитам пламя лампы прикоснулось к висящей декорации, изготовленной из легкой газовой ткани. Ткань вспыхнула, зажигая соседние декорации. Машинист сцены крикнул рабочим на колосниках: «Опустите проспект!». Вслед за этим четверо рабочих сразу бросились на первую галерею сцены, чтобы обрезать веревки от загоревшихся декораций и тем самым не дать огню возможности уйти вверх
Обрезать веревки и сбросить загоревшиеся декорации на пол не удалось. Рабочие на галереях и колосниках, пытавшиеся самоотверженно бороться с огнем, погибли. Воспламенение массы подвешенных легкогорючих декораций произошло очень быстро — почти мгновенно вся сцена оказалась в огне.
Неожиданно на глазах тысячи ничего не подозревающих зрителей тяжелый бархатный занавес заколебался, а затем стремительно взвился к самому потолку, обнажив пылающую сцену. Это образовавшаяся сильная тяга воздуха отбросила занавес, лавина огня, дыма и раскаленного воздуха с гулом ворвалась в зрительный зал. Не прошло 2-3 минут с момента возникновения пожара, как огненная масса и густой едкий дым распространились на весь громадный зал, неся людям смерть. Вот как описывают очевидцы разразившуюся катастрофу.
Артист театра Мейснер в момент возникновения пожара находился в артистической уборной, расположенной на третьем этаже, за сценой.
Услышав шум, — рассказывал он позже, — я вышел на лестницу. Тут, внизу, уже столпилась целая масса спасающихся артистов и служащих. Неожиданно погас свет, наступила непроницаемая темнота, раздались стоны и крики, каждый стремился быстрее к выходу, образовалась неописуемая давка. Вырвался я из тисков толпы с нечеловеческими усилиями — каким образом, я теперь не могу вспомнить. Чувствовал только, что скольжу по телам и головам других. Всякое сочувствие и сострадание к ближнему исчезло. Я пробиваюсь через груды стонущих тел, теряю последние силы, падаю и не могу встать. Но ужас близкой смерти придает мне новые силы, расталкивая людские тела, рвусь к выходу. Раскаленный, густо насыщенный дымом воздух настигает меня, какая-то неведомая удушающая сила сдавливает грудь и отнимает дыхание. Раздается грозный шум, подобно урагану, бушующему в дремучем лесу. Как потом оказалось, это море огня и дыма ворвалось в зрительный зал…Я нахожусь в боковом проходе, и мне сразу становится легче дышать, горячий воздух не так обжигает легкие, все меньше и меньше дыма. Я оказываюсь у выхода, вот оно, спасение, рядом — стою у входной двери. Но ужас: она открывается внутрь, а не наружу. Меня грудью придавливает к полотнищу двери так, что я не могу двинуть ни рукой, ни ногой. Хрипение, крики и стоны людей делаются невыносимыми. Кажется, в ужасной давке все потеряно и мы все погибнем в этой ловушке. Но в критических случаях силы человека неисчерпаемы: отталкиваю назад навалившихся на меня людей и с невероятным усилием освобождаю дверь, выскальзывая из образовавшейся щели на улицу.
В безвыходное положение попали многие зрители, не имевшие возможности в условиях давки воспользоваться открывавшимися внутрь помещения дверями запасных выходов.
Музыкант оркестра был в оркестровой яме, когда услышал шум на сцене.
Я и все другие, находившиеся рядом музыканты, думали, что на сцене возникла сильная ссора, которая вот-вот утихнет. Внезапно весь занавес взметнулся вверх, и на нас со сцены хлынуло пламя. В один момент мне удалось перескочить из оркестра в боковой выход партера и пробежать несколько метров. Я не успел достигнуть выхода, как сверху опустилось облако горящего дыма. Это была темная, тягучая масса, превратившая все пространство в непроницаемую мглу. Плотный дым опускался сверху. Теряя сознание, я упал, и это спасло меня: у пола оставалось пространство, где можно было дышать. Отчетливо слышал, как из партера и всех ярусов раздались стоны, жалобный плач и надрывающие душу крики. Это были предсмертные муки задыхающихся от дыма жертв. С большим трудом мне удалось приподняться и ползком под дымной пеленой добраться до входной двери, откуда поступал приток свежего воздуха. Здесь мне оказали помощь пожарные.
Георг Вебер, мастер по театральным машинам, позднее рассказывал:
Как только я поступил на работу в «Ринг-театр», я сразу обратил внимание инспектора-осветителя на опасный характер освещения на сцене. Инспектор согласился в какой-то мере с моим мнением, но в освещении сцены ничего изменено не было. До этого я работал в театре города Кобурга, где очень строго соблюдались меры предосторожности и в образцовом состоянии содержались противопожарные средства. В «Ринг-театре» этим пренебрегали: железный занавес был выполнен небрежно, часто при опускании и подъеме заедал, почти не было средств тушения пожара.
Все это я считал своим долгом довести до сведения директора «Ринг-театра» и некоторых других должностных лиц. В ответ директор с неудовольствием сказал: «Мы не в Кобурге. Мы играем комедии в веселой Вене». Мои старания улучшить пожарную безопасность театра оказались напрасными.
Катастрофические последствия и обстоятельства возникновения пожаров в театрах Нью-Йорка и Вены стали известны театральным кругам, владельцам театральных трупп, работникам пожарной службы. В газетах того времени подробно освещались причины, приведшие к гибели людей. Особенно подчеркивалось, что неправильно устроены и размещены лестницы, выходы и двери.
Пожар в театре Ирокез
Пожар в театре «Ирокез» 30 декабря 1903 года послужил прологом серии последующих катастроф в театрах, цирках и кинотеатрах в XX веке. Об этом пожаре имеются следующие сведения: пожар начался от искры ацетиленовой лампы, используемой для получения на сцене эффекта лунного света. Электротехник Мюллен увидел, как загорелась ткань. Он попытался потушить огонь, но тщетно: пламя охватило легкую декорацию и разрослось с невероятной быстротой.
Прибежавший пожарный, дежуривший на сцене в составе добровольцев, бросился тушить пожар патентованным огнетушителем в виде трубки с «огнегасительной» жидкостью. Но сделал это настолько неумело, что жидкость попала в совершенно противоположную сторону. Хотя огонь очень быстро распространялся, но вначале не произошло никакой паники. Комик Фой бросился полуодетый на сцену, уговаривая публику сохранять спокойствие, не уходить из зала, в то же время он приказал оркестру исполнять веселые мелодии. Музыканты видели опасность прямо перед собой, и лишь немногие из них повиновались артисту.
На спектакле присутствовало много детей. Видя языки пламени, вырывавшиеся со стороны кулисы, они смеялись и даже аплодировали. Многие из них кричали: «Смотрите, смотрите, как интересно, луна горит!». На глазах зрителей пожар очень быстро разросся до больших размеров. Директор театра приказал немедленно опустить противопожарный занавес, чтобы изолировать сцену. Но конструкция занавеса не была должным образом отработана и в момент опускания его заклинило. Несмотря на все усилия машиниста, занавес оставался неподвижным, дым со стороны сцены стал проникать в переполненный зрительный зал.
На этом кончаются разумные действия администрации, артистов и дежурных пожарных. В дальнейшем все они думали только о собственном спасении, нимало не заботясь о судьбе зрителей. Первыми обратились в бегство директор театра и все актеры, за ними последовали рабочие сцены, билетеры и другой обслуживающий персонал. Никто не попытался вызвать пожарную охрану города. Даже находившийся на сцене на дежурстве большой отряд добровольных пожарных оказался охваченным сильнейшей паникой. Увидев пламя, все они, как по команде, стремглав бросились к выходам, не подумав что-либо сделать для прекращения пожара. Публика никем не была предупреждена о необходимости срочно выйти из зала и спокойно продолжала сидеть.
Раздавшийся женский крик из партера: «Пожар!» – сразу вызвал панику. Через несколько секунд на сцене с грохотом взорвались два ацетиленовых баллона. Взрывом разрушило все провода электрического освещения, в зале воцарился полнейший мрак, прорезываемый красноватыми языками пламени, вырывавшимися сквозь оставленный занавесом проем. Только тогда находящиеся в зале люди полностью осознали степень нависшей опасности: крик ужаса вырвался из тысячи грудей. Публика в темноте бросилась к двум выходам. Взрослые, отталкивая детей, стремились побыстрее выбраться наружу.
Образовалась давка. Менее чем в одну минуту центральные проходы оказались забитыми телами. Остальные выходы были свободными, ими воспользовались только артисты и служебный персонал театра. Убегая из театра, они оставили двери за собой открытыми, что создало в здании сильную тягу, способствовавшую быстрому распространению огня. Зрители, занимавшие места на балконе, обезумев от страха, соскакивали в партер, убивая при этом женщин и детей. Балконы вследствие тесного расположения рядов и недостаточной ширины выходов оказались настоящими западнями. Там в невероятной тесноте сидело 900 человек, преимущественно женщины и дети, большинство которых погибли ужасной смертью.
Когда прибывшие пожарные Чикаго проникли в помещение театра, там царила полная тьма, так что пришлось взять из соседних лавок весь запас фонарей. При этом скудном освещении спасатели увидели ужасающие признаки того, как беспощадно велась здесь борьба за жизнь. В проходах лежали груды трупов высотой в два человеческих роста: у многих лица растоптаны до неузнаваемости, все платье сорвано с тела, дети целыми группами придавлены к стенам. В углах были найдены под грудой тел живые еще люди: высоко наваленные трупы защитили их от дыма и газов и спасли от растаптывания.
О пожаре в театре «Ирокез» стало известно во всем мире. Но лишь некоторые театральные деятели и работники пожарной охраны сделали из этого случая соответствующие выводы. В большинстве же театров все оставалось по-прежнему, и мерам пожарной безопасности отводилась второстепенная роль.
Пожар в театре «Ирокез» унес около 600 человеческих жизней, главным образом женщин и детей. Персонал театра хорошо знал расположение выходов из здания и мог показать их находящимся в зале. Но он первым покинул горящее здание, бросив попавших в беду-зрителей на произвол судьбы.
История знает и много других случаев, когда персонал театров жертвовал своей жизнью во имя спасения людей. Так было в венском «Ринг-театре», где рабочие сцены попытались потушить пожар, рискуя собой. Не их вина, что это не удалось сделать. Так было и в Дармштадте. Ламповщик, увидев, что загорелся один из софитов, бросился вверх на колосники, чтобы перерубить веревки, на которых крепились софиты, и сгорел заживо. Так было и в Брюссельском театре, когда во время спектакля загорелись подвесные декорации. Машинист сцены с верхних кулис делал попытки отрезать веревки, и сбросить декорации на пол. Он и трое пришедших ему на помощь рабочих погибли в огне.
Можно привести много случаев, когда благодаря исключительной находчивости и самообладанию работников театров, удалось избежать во время возникновения пожаров катастрофических последствий.
В Эдинбурге во время вечернего спектакля загорелся «Ампир-театр», рассчитанный на 2000 зрителей. Огонь быстро охватил сцену. Публика бросилась к выходам. В это время директор театра выбежал на авансцену и приказал опустить противопожарный занавес, что было четко и быстро выполнено рабочими сцены. Одновременно он отдал распоряжение музыкантам играть национальный гимн. Его громкий, уверенный голос, призывающий зрителей к спокойствию и организованному выходу, подействовал успокаивающе. Паника улеглась, и зрители спокойно покинули театр. Здание «Ампир-театра» сильно пострадало от огня.
Во время спектакля начался пожар в одном из американских театров (Техас). Зрительный зал был переполнен, и паника казалась неминуемой. Тогда одна из актрис нашла своеобразный способ подействовать на публику. Она спокойно вошла на авансцену и полным трагизма голосом объявила, что всеми любимый директор театра в порыве ревности зарезал свою любовницу и покончил с собой, их тела перенесли в соседнее помещение и потрясенная труппа больше продолжать спектакль не в силах. Она просила зрителей как можно быстрее покинуть зал. Публика, пораженная сообщением, немедленно очистила помещение. Через несколько минут пламя охватило весь зрительный зал. На следующий день благодарные зрители преподнесли артистке большую сумму денег.
Не допустить панику среди зрителей – это обязанность работников театров, цирков и других зрелищных учреждений, ибо паника сама по себе нередко приводит к большим жертвам, чем пожар. Известен такой факт. В Бильбао (Испания) во время представления в переполненном зрителями цирке возникла паника из-за того, что кто-то крикнул: «Пожар!». Администрации не удалось успокоить публику. Люди в беспорядке бросились к выходам, при этом было задавлено насмерть 44 человека, преимущественно женщины и дети. Многие получили ранения и ушибы. На самом деле никакого пожара в цирке не было и никакой реальной угрозы жизни людей не существовало.
Прошло еще несколько десятилетий после катастроф в Нью-Йорке, Вене, Чикаго, прежде чем в арсенал защиты театров от пожаров прочно вошли такие строительные и технические решения, как широкое использование огнестойких строительных конструкций, материалов и противопожарных стен; рациональная планировка зрительных мест и путей эвакуации, дающая возможность освободить помещения от людей за считанные минуты; оборудование помещений внутренними противопожарными водопроводами, спринклерными и дренчерными установками, обеспечивающими тушение загораний без помощи человека. К концу 20-х годов редко можно было найти театры, сцены которых не имели бы противопожарных занавесов и дымовых клапанов автоматического действия. Пути эвакуации и выходы стали оборудоваться аварийным освещением с автономным электропитанием. Были введены строгие ограничения на декорации и огнеопасные сценические эффекты. Театры, выполнявшие профилактические требования, гарантировались от тяжелых последствий пожаров.
Однако те театры, в которых мерам пожарной безопасности не уделялось должного внимания, по-прежнему становились очередной жертвой огня. Среди театральных катастроф особенно выделяется пожар в театре «Новедадес» в Мадриде (Испания), приведший к гибели 80 человек. Этот пожар с тяжелейшими последствиями никак не вязался с техническими достижениями в области пожарной защиты зрелищных учреждений.
Пожар вызвал большой резонанс во всем мире, а обстоятельства, приведшие к гибели большого количества зрителей, широко комментировались в периодической печати и специальной литературе.
Пожар в театре Новедадес
Театр «Новедадес» был одним из самых крупных в столице Испании. В его просторном партере и трех ярусах свободно размещались 2400 зрителей. На сцене театра, имевшей ширину 20 и глубину 16 метров, ставились драматические и музыкальные спектакли, нередко с пышными декорациями, огнями и фейерверком. Для 660 зрителей партера имелось достаточное количество удобных выходов наружу, но зато на ярусы можно было попасть только по одной лестнице, выходившей прямо в партер театра. Правда, на ярусы вела еще одна лестница с улицы, но обычно она всегда была закрыта и зрители ею не пользовались.
На случай пожара портал сцены имел железный противопожарный занавес. В верхней его части была устроена дренчерная установка. Как занавес, так и дренчерная установка приводились в действие со стороны сцены вручную. Дымовыми клапанами сценическая часть театра оборудована не была. Лестницы, коридоры, выходы освещались от общей электрической сети. Об устройстве аварийного освещения на путях эвакуации, а также специальной пожарной сигнализации администрация театра не позаботилась. На весь театр был только один телефонный аппарат, доступ к которому имел ограниченный круг лиц. Из средств пожаротушения в помещениях театра можно было с трудом найти несколько огнетушителей ручного действия и два внутренних пожарных крана.
По существующему в Мадриде порядку, во время спектаклей на сцене должен был неотлучно находиться наряд пожарных, назначаемый из городской пожарной команды за отдельную плату. Однако в день пожара никого из пожарных в театре не было. Директор театра распорядился не вызывать их в целях экономии средств.
В субботу 22 сентября 1928 года в театре давался веселый спектакль «Самая лучшая в гавани». На послеобеденное представление пришло 1600 зрителей, среди них было много женщин и детей. Публика равномерно заполнила партер и три яруса, амфитеатром опоясывавших зрительный зал. Часть кресел осталось незанятой.
Зрители аплодисментами проводили артистов по окончании первого акта. После перерыва весело заиграли музыканты, сцену заполнили живописно одетые артисты, зрители с интересом следили за веселым представлением. Время близилось к 9 часам вечера. По ходу действия на сцене показывалось волнующееся море, по волнам которого беспечно плыл бутафорский кораблик, освещаемый китайскими фонариками. Неожиданно один из фонариков ярко вспыхнул – от соприкосновения с нагретой поверхностью электрической лампочки воспламенилась промасленная бумажная оболочка. Находившийся на сцене режиссер, желая быстрее опустить загоревшийся фонарик вниз, крикнул дежурному рабочему на галерее, чтобы он немедленно убрал бутафорию со сцены. Рабочий, не поняв или не расслышав слов режиссера, воспользовался системой блоков и быстро поднял пылающий бумажный фонарик высоко вверх сцены, где сразу же вспыхнули висевшие там декорации из легкой ткани.
Режиссер предпринял попытку опустить противопожарный занавес, находившийся на верхнем уровне портала сцены. Но массивный металлический занавес, никогда ранее не приводившийся в движение, ни на сантиметр не сдвинулся с места. Сценический проем оставался открытым. В эти трагические минуты еще продолжали мужественно играть музыканты, а артисты балета показывали затейливые па, отвлекая внимание зрителей от начавшегося на сцене пожара.
Тогда режиссер, чтобы скрыть от публики пожар, распорядился задернуть рекламный бархатный занавес. Как только тяжелые складки алого занавеса закрыли сцену, артисты, режиссер и администраторы поспешили покинуть театр, воспользовавшись выходами и лестницами, расположенными в сценической части здания театра. Все они в дальнейшем оказались в безопасности. Из числа обслуживающего персонала не успели выйти и задохнулись в дыму три человека: два рабочих, дежуривших на верхней галерее сцены, и пожилой суфлер, не сумевший выбраться из тесной будки.
Когда дежурный персонал и артисты покидали сцену, многочисленная публика в партере и ярусах еще продолжала сохранять спокойствие, ожидая, когда вновь распахнется занавес, и они увидят продолжение спектакля. Настроение публики поддерживали музыканты оркестра, продолжавшие наигрывать веселый мотив. Неожиданно для зрителей красивый бархатный занавес стремительно взметнулся к потолку, его подкладка уже дымилась. Перед ошеломленными зрителями открылась пылающая сцена. Именно в этот момент освещение театра погасло, помещения погрузились в темноту, лишь красные отблески горящей сцены зловещими бликами освещали зрительный зал. Перед лицом грозной опасности публика партера сохраняла удивительное спокойствие и выдержку. Большинство зрителей партера не поддалось панике, сравнительно быстро покинув помещения театра, причем эвакуацией людей никто из администрации театра не руководил.
Иная судьба ожидала зрителей, заполнивших ярусы. Как только они осознали опасность, вся масса людей устремилась только к одной внутренней лестнице, ведущей в партер. На лестнице и у выходов образовалась неописуемая давка, упавшие люди закупорили своими телами лестничный марш, задние стремились вперед, давя друг друга. Впоследствии пожарными на этой лестнице, получившей наименование «лестница смерти», было обнаружено 48 трупов. Не находя выхода из театра через забитую лестницу, люди стали прыгать с ярусов прямо в партер, калеча себя и других. Лишь очень немногие зрители верхнего яруса сумели правильно оценить обстановку и воспользовались второй лестницей, по которой вышли наружу.
Какая-то женщина в темноте схватила двух детей и чудом выбралась с ними на улицу. Только здесь она с ужасом увидела, что держала за руки незнакомых детей, видимо сидевших с нею рядом. Ее собственные дети остались в пылающем здании. Пожилой мужчина увидел девочку, со страха забившуюся под кресло. Он поднял ребенка над головой и успел спасти его. Родители девочки погибли.
Спасшиеся впоследствии рассказывали, что некоторые мужчины с ножами в руках яростно пробивались к выходу из театра. Они отталкивали людей, беспощадно расправляясь с женщинами и детьми.
Через короткое время загорелись деревянные конструкции ярусов. Люди оказались в огненном плену. На многих из них вспыхнула одежда, несчастные жертвы огня с душераздирающими криками метались в безрезультатных поисках выхода из театра.
В центральную пожарную часть Мадрида, расположенную в 700 метрах от театра, одно за другим поступило семь сообщений по телефону о начавшемся пожаре. Через 3 минуты после вызова пожарные центральной части прибыли к месту происшествия, а затем быстро одна за другой подъехали еще четыре пожарные части.
Первоначальные действия пожарных были направлены на оказание помощи погибающим. Им удалось спасти 28 человек. Во время спасательных работ обрушилась крыша театра. Пожар стал угрожать соседним жилым домам. Пришлось одновременно с тушением пожара внутри театра отстаивать от огня и близлежащие строения. На борьбу с пожаром было подано 25 стволов. Разборка развалин театра производилась несколько суток.
Пожар в Мадриде был одним из последних в XX веке крупных театральных пожаров, сопровождавшихся гибелью людей. Строительные нормы и достижения науки и техники дали возможность снизить опасность сценического представления для зрителей, но полностью устранить причины пожаров в театрах не удалось. Сцена продолжает быть очень уязвимой в пожарном отношении.
К характерным пожарам, возникающим по небрежности и халатности артистов, обслуживающего и технического персонала, прибавилась такая распространенная причина, как неправильные устройство и эксплуатация различного вида электрических установок, которыми перенасыщены современные театры. Распределительный щит, трансформатор, софиты и светильники различных типов, постоянные и временные кабели и электропроводки являются потенциальным источником пожара. По-прежнему в пределах сцены и в карманах (складах) имеется большое количество сгораемых декораций, которые обычно выполняются из ткани, натянутой на легкие деревянные рамы, занавесов, мебели. Решетки и колосники сцены часто еще выполняются из дерева. Плотность теплового потока при сгорании квадратного метра декорации на сцене достигает в час 300000 килокалорий.
Некоторые постановки требуют использования огневых эффектов. Декорации и другие предметы сценического оформления сравнительно легко сделать несгораемыми и трудносгораемыми путем поверхностной или глубокой пропитки их огнезащитными составами. Однако огнезащитная пропитка применима для древесины и тканей из хлопка, льна, джута, пеньки. В то же время в театрах и цирках за последнее время стали широко применять различные синтетические ткани и пленки, плохо поддающиеся огнезащите. Использование в цирке г. Нитерой (Бразилия) покрытия шатра из нейлона привело к катастрофе. Во время представления в цирке находилось около 800 зрителей, среди них много женщин и детей. Неожиданно произошло воспламенение нейлонового покрытия, как предполагается, от короткого замыкания электропроводки. Пылающий шатер рухнул на зрителей. Погибли 350 человек, многие получили ожоги и ранения. Этот последний катастрофический пожар, закончившийся гибелью большого количества людей, произошел в 1960 г. С того времени сведений о массовой гибели людей в театрах и цирках больше не поступало.
Это не значит, однако, что полностью удалось разрешить сложную проблему защиты от пожаров зрелищных мест. Еще есть случаи гибели людей в кинотеатрах. Довольно часто регистрируются пожары и загорания и в театральных зданиях, к счастью не сопровождающиеся гибелью людей. Очень трудна проблема защиты от пожаров путей эвакуации людей в крытых спортивных сооружениях, в которых используется нередко большое количество горючего материала для устройства трибун и кресел для зрителей.
Вот далеко не полный перечень театров, которые сильно пострадали или полностью выведены из строя в результате пожаров в послевоенный период:
- Оперный театр в Женеве (Швейцария) вместимостью 1300 человек. Пожар произошел 1 мая 1951 года. Причиной пожара явилось использование на репетиции порошка ликоподия для создания эффекта пламени в опере «Валькирия». Огнем полностью выведена из строя сцена и частично поврежден зрительный зал.
- Театр в Нимах (Франция) со зрительным залом на 1500 мест. Пожар произошел 21 октября 1952 года. Причиной пожара явился поджог: актриса из чувства мести преднамеренно подожгла декорации, предварительно облив их спиртом. В результате пожара выгорели сцена и зрительный зал.
- Фламандский королевский театр в Брюсселе (Бельгия) на 800 мест. Пожар произошел рано утром 25 мая 1955 года. Причина пожара осталась невыясненной. Горение началось со стороны сцены. В результате пожара выгорела сцена, другие помещения театра не пострадали.
- Театр «Жимназ» в Париже (Франция) вместимостью 900 зрителей. Пожар произошел ночью 20 ноября 1955 года после окончания спектакля. Точная причина пожара не установлена. Предположительно он возник по небрежности курильщика. Первоначальный очаг пожара находился в пределах сцены. В результате пожара огнем повреждена сцена. Распространение пожара на зрительный зал было приостановлено противопожарным занавесом.
- Театр «Казино» в Париже (Франция). Пожар возник 20 декабря 1961 года во время спектакля – показывалось ревю «Пожар Рима» с большим количеством декораций. Во время показа последней картины на декорации появились языки пламени на уровне первого колосника сцены. Причину загорания декорации установить не удалось. Заведующий постановочной частью приказал немедленно опустить противопожарный занавес, что и было четко выполнено. Все зрители и артисты были выведены администрацией из театра без всяких инцидентов, пострадавших не было. Пожарные города прибыли через 10 минут и локализовали пожар в пределах сцены. Зрительный зал и другие помещения театра не повреждены. Сгорели только все находившиеся на сцене декорации, обработка которых огнезащитным составом была произведена два года назад.
При этих пожарах не было человеческих жертв, хотя в театре «Казино» обстановка во время спектакля была очень сложной. Вместе с тем, несомненно, последствия пожаров могли быть гораздо меньшими, если бы театральные помещения были оборудованы системами автоматической пожарной защиты.
Факты о приведенных пожарах, перечень которых можно было бы продолжить, подтверждают необходимость соблюдения мер защиты от огня театров и других мест массового пребывания людей.
Пути достижения безопасности зрелищных учреждений – это прежде всего правильные конструктивно-планировочные решения их зданий, обеспечение путями эвакуации, широкое внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, запрещение использования легкогорючих материалов как для отделки путей эвакуации, так и для оформления сценических постановок, повышение ответственности администрации за состояние пожарной безопасности, а следовательно, за жизнь и здоровье людей.
Источник: Пожары – катастрофы. Савельев П.С.
Также читайте дополнительный материал по теме: