Профессия пожарного во все времена была почетной и уважаемой. Художники также уделяют внимание им внимание с давних пор, однако, к сожалению, найти жанровую картину со сталеваром гораздо проще. Настоящий обзор не претендует на роль серьезного исследования, а просто представляет некоторые работы, выполненные в различных техниках в разное время.
Немецкие гравюры для трактатов по инженерной науке 17 века
Гравюры и литографии 19 века
Луис Маурер (Louis Maurer, 1832-1932) – американский литограф немецкого происхождения. C 1852 по 1860 год работал в фирме по выпуску литографии Currier and Ives, где стал известным широкой публике благодаря серии гравюр “Жизнь американских пожарных”. Кроме Маурера, некоторые гравюры серии были выполнены другими авторами – Джоном Кэмероном и Чарльзом Парсонсом. Гравюры выпускались для широкого потребления в двух вариантах – цветном и черно-белом.
Николай Егорович Сверчков (1817—1898) — русский баталический и жанровый живописец.
Своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству. Учился в Петришуле с 1829 по 1833 год. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. С 1844 г. произведения его стали являться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» получил звание академика.
Другая значительная картина: «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» доставила ему, в 1855 г., профессорское звание. Около этого времени он вошёл в большую известность, производя множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.
Карикатуры и фривольные рисунки 19 века
Классические жанровые картины 19 века
Густав Курбе (Jean Désiré Gustave Courbet, 1819 – 1877) – французский художник, заложивший основы реализма в живописи во Франции. Занимает важное место в истории изобразительного искусства Франции, как новатор и идеолог нового течения.
Джон Эверетт Миллэй (Sir John Everett Millais, 1829-1896) – английский художник и иллюстратор, один из основателей братства прерафаэлитов.
Поль Густав Фишер (Paul Gustav Fischer, 1860-1934), датский художник. Начинал карьеру как живописец, однако позднее стал известен как производитель красок и лаков.
Джулиан Скотт (Julian A. Scott 1846–1901), известный американский художник, родился в городе Джонсон, штат Вермонт, служил в армии северян во время гражданской войны в США, где заслужил высшую награду – медаль “За Честь”.
Интересный факт из истории живописи, не имеющий прямого отношения к пожарным. Пожарное искусство (фр. Les Pompiers, Art) – так называют официальное искусство второй половины XIX в. В это время в официальном придворном искусстве получил распространение помпезный вычурный стиль с претензией на античность. Этот термин долгое время имел уничижительное значение, являясь синонимом . Он восходит, вероятно, к традиции Школы изящных искусств. В эпоху романтизма воспитанники Школы иронизировали над воинами в античных шлемах, изображенными на картинах Давида и его последователей.
Термин происходит от игры слов и образов и является производным от изображаемых на картинах шлемов с хвостами из конского волоса, которые носили в то время французские пожарные. Их вид, часто присутствующий в таких работах, вызывал ассоциацию со шлемами в греческом стиле, аллегорическими персонажами, классическими воинами, или воинами наполеоновской кавалерии.
Так же этот термин является каламбуром из-за схожести на французском языке слов “Pompei” (Помпеи), и “pompeux” (помпезный). “Pompier” звучит как “Помпеи”, город, погребенный под пеплом вулкана Везувия. Помпеи стал местом паломничества для молодых художников XIX века, которые стремились к написанию больших исторических полотен. Там, на месте, они имели возможность лицезреть подлинные развалины и артефакты, пытаясь воспроизвести их в своих картинах на классические темы. Эти художники стали известны как “Les Pompiers (пожарники)”.
Так же термин “Pompier” звучит как “pompeux”, что означает, напыщенный, да и официальный вкус Французской академии в конце девятнадцатого века был весьма помпезный. Традиционно большие и театральные картины этого направления и периода были чем-то из ряда вон выходящими и по сравнению со скромным модернистским искусством, как отмечали современники. Официальное академическое искусство , кажется жестким и вне пределов досягаемости, а так же, как неискренним и преувеличенным.
От персонажа к картине, от картины к художнику, термин вскоре стал применяться к преподавателям Школы, к членам Института, к жюри Салона. Затем он охватил большинство членов Общества французских художников и Нац. общества изящных искусств, а позже и иностранных художников. Когда же официальная живопись 1848-1914 вновь стала вызывать интерес и почтение публики, этот термин, освободившись от насмешек, стал использоваться как историческое понятие и как определение того художественного периода.
Российская и советская живопись 20-21 веков
Арлен Михайлович Кашкуревич — график, народный художник Белоруссии, лауреат Государственной премии Белоруссии, заслуженный деятель искусств БССР, профессор. Родился в 1929 году. Работает в жанрах станковой и книжной графики. Оформленные книги неоднократно экспонировались на республиканских и международных выставках, участвовали в конкурсах и были отмечены высокими почетными наградами. Графические работы признаны как на постсоветском пространстве, но и за его пределами. Имеет большое влияние на белорусскую графику.
Зарубежная живопись 20 века
В конце 19 – начале 20 века, французский художник Жан-Марк Котэ выпустил серию иллюстраций “Видения 2000 года”, в которых изобразил, какими, по его мнению, будут технологии в начале 21 века. Помимо электроуправляемых сноповязалок и приготовления ужина в пробирках и ретортах, пожарным, на его взгляд, тушить возгорание будет удобнее всего с использованием крыльев.
В 1940 году Гитлер начал бомбардировку Лондона и других крупных городов Великобритании. Ночь за ночью в течение многих месяцев, Лондон горел. После особенно сильной бомбежки 29 декабря, Уинстон Черчилль с сожалением телеграфировал Франклину Рузвельту: “Они сожгли значительную часть Лондонского Сити вчера вечером”.
Жители городов организовывали вспомогательные пожарные команды, чтобы спасать от пожаров свои жилища, заводы и памятники. Некоторые из них сумели отобразить в своих произведениях тот ад, что творился вокруг. Первая картина написана пожарным, чьи товарищи бегут с ведрами песка для того, чтобы затушить “зажигалку”.
Пожарные художники в Лондоне, в перерывах между бомбежками, часто были ограничены в средствах отображения реальности и пользовались любой возможностью, чтобы выразить свое творчество. Например, следующая картина была выполнены пожарным на единственной поверхности, доступной для него – крышке стола для настольного тенниса.
Норман Рокуэлл (Norman Percevel Rockwell) (1894-1978) — американский художник и иллюстратор. Его работы пользуются популярностью в Соединённых Штатах, поскольку отражают многогранность американской жизни и многообразие профессий. На протяжении четырёх десятилетий он иллюстрировал обложки журнала The Saturday Evening Post (321 обложку).
Наиболее известные работы, посвященные пожарным – “Добровольный пожарный” (1931), где изображен спешащий пожарный, вооруженный топором, мальчик с ведром и символ пожарной охраны США – собака и “Портрет пожарного с дымящейся сигарой” (1944), отличающийся юмором и являющейся своеобразной пародией на “Портрет пожарного” Джулиана Скотта.
Современная живопись
По мнению художников из студии MjSuber Studio (США), пожарные – это современные рыцари. Также, как и рыцари в древние времена, они встречаются лицом к лицу с чудищами и пламенем, спасая тех, кто нам дорог, без страха и упрека. Они жертвуют своими жизнями не потому, что их так научили, а потому что они те, кто они есть. Этот образ они и выразили в своей работе 2009 года. Интересно, что у пожарного на картине не прорисовано лицо, что олицетворяет множество мужчин и женщин этой героической профессии.
Художник Сара Юстер (США) описывает свои воспоминания об 11 сентября 2001 года: “Этот день оказался на редкость удачным для меня. Мой брат Джаред выжил при атаке на башни-близнецы. Он рассказывал, что когда люди пробирались вниз, дым заполнил лестничные клетки, можно было чувствовать запах горящего реактивного топлива.
Пожарные ободряли всех своим спокойствием, ведя людей и уверяя их, что все будет хорошо. Люди пытались запомнить лицо каждого из тех, кто проходил мимо, поднимаясь наверх. Они не могли не знать, что могут никогда не спуститься…”
Фэн арт
Развитие Интернета позволило творческим людям легко делиться своими произведениями с публикой. И хотя такие работы не всегда носят глубокий смысл и не отличаются техникой, в них можно уловить и творческий замысел, и, иногда, чувства художника.
Вместо заключения
Изучая творчество, посвященное пожарным, даже неподготовленный человек легко может заметить разницу в восприятии этой профессии художниками в зарубежных странах (в частности, США) и в России.
Если в американских работах пожарный в основном предстает в виде слегка уставшего, мужественного, а иногда и сурового героя, в глазах которого читается готовность отдать жизнь на алтарь служения, спасая ближних, и даже карикатуры и шаржи (как творчество Нормана Рокуэлла) пронизаны глубоким уважением, то в отечественном искусстве, за редкими исключениями, в основном отражается нехитрый быт и работа пожарных, без какого-либо пиетета, а иногда и с насмешкой.
Не хочется делать каких-то глобальных выводов, но по моему скромному мнению, нашим художникам не хватает какого-то уважения к этой тяжелой, героической и смертельно опасной профессии.