Фурманный дом, возводившийся на приметном «возвышенном месте», должен был, как считала городская дума, «служить хорошим украшением города». Отсюда – особое внимание к его проектированию, которое вылилось в сложную и недостаточно чёткую бюрократическую процедуру. План, фасад и смета на 23645 рублей были составлены в Угличе и направлены на заключение ярославскому губернскому архитектору Панькову П.Я. Найдя, «что фасад каланчи на доме неправилен, от чего и вида хорошего быть не может», Паньков откорректировал проект и смету, снизив её до 20,5 тысяч рублей.
Подряд на постройку здания взял в феврале 1828 года экономический крестьянин Балахонской округи Нижегородской губернии Яков Иванович Мунаев. Он обязался приступить к делу 15 мая и закончить каменные работы к 15 августа того же года. Но из-за бюрократических препон строительство начали только 15 июля, обнаружив после этого, что отсутствуют утверждённые губернатором второй фасад и план. Объект грозил превратиться в долгострой. К лету 1829 года стены были сложены только до нижних окон, затем выявились перерасход и нехватка кирпича. Через год дом был выстроен только вчерне, его отделка продолжалась по сметам Панькова до поздней осени 1831 года.
Сегодня данная постройка заинтересовывает своими величавыми размерами и возвышающейся над кровлей пожарной каланчой. Ранее она была общеизвестна как Фурманный дом (от нем. Fuhrmann – возница, извозчик) и это значило, что тут размещается пожарная команда, трубные, комнаты для пожарных, хранится всё требуемое пожарно-техническое вооружение. В тоже время в здание размещалось и Городническое правление, упразднённое в 1870-х годах. В один из периодов тут было уездное и приходское училище, где преподавал Киссель Ф.Х. – исследователь, краевед, написавший в первой половине XIX века книгу «История города Углича», одну из первых в провинциальной историографии.
Ориентировочно здание было построено в 1828–1831 годах и представляет собой двухэтажное здание с мезонином. Его высота (без каланчи – 11,5 метров). Нижний этаж, покрытый «дощатым» рустом, трактован как цокольный. В композиции фасада доминирует четырёхколонный портик. Решение его необычно. Четыре колонны поставлены с широкими промежутками и чуть отступают от стены. Они сложены из особого «колонного» кирпича, а базы и капители выполнены из белого камня. Удалённые шейки и миниатюрные ионики-завитки капителей воспринимаются как своего рода художественный гротеск. Здесь строители исходили из возможностей обработки материала, а не из мало понятных им классических канонов. В нижнем этаже находились арочные ворота, через которые вывозилось пожарное оборудование.
Фасады здания были оштукатурены и побелены, крыша окрашена в зелёный цвет, а каланча – в жёлтый. Со стороны двора соорудили двухъярусную галерею, крытую тёсом. Эта пристройка, так же как восьмигранная каланча, не предусмотренные образцовыми проектами, явились утилитарными дополнениями к классицистической композиции. На участке были устроены конюшни. В 1831 году уездному землемеру Мухину поручили сделать каменные ворота и ограду.
Внутреннее пространство здания членилось на 3 части поперечными капитальными стенами. В первом этаже размещались сени, трубная и 8 комнат, где жили нижние чины пожарной команды. Верхний этаж с сенями и семью комнатами отводился для Городнического правления. В помещениях были установлены печи, облицованные красными изразцами. Каланча – высокая восьмигранная башня из дерева с лёгкой обходной галереей – по-прежнему формирует силуэт города.
Создание Фурманного дома – результат «сотворчества» профессиональных архитекторов, местных землемеров и исполнителей артельщиков, носителей традиционных строительных навыков. Фурманный дом является примером глубокой и смелой трансформации образцовых проектов Руска Л. Его можно считать оригинальным произведением провинциального зодчества.
Пожарная каланча расположена по адресу: Ярославская область, г. Углич, ул. Ярославская, 10/2.
Источники информации:
- Угличский историко-художественный музей. Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья. Вып. 3-й под редакцией кандидата исторических наук Томсинского С.В. –Углич, 1993. С. 132-133.
- Архитектурные памятники Углича. Справочник-путеводитель. Лиуконен Е. ООО «Издательский дом «Углич», 2010. С. 61.
Пожарная каланча с. Заозерье
В Угличском районе имеется еще одна достопримечательность – пожарное депо с. Заозерье. Село находится в 50 км на юг от г. Углича и является одним из старейших населенных пунктов в Ярославской области, которое, ориентировочно основано в XIV-XV веках на старой дороге от Москвы через Переславль-Залесский на Белозерск.
Здание пожарного депо было построено в 1902 году на средства местных купцов и расположено в юго-восточной части центральной площади села. К западу от него на противоположной стороне площади находится наиболее древний памятник архитектуры Заозерья – Казанская церковь (1730-1865 гг.).
По свидетельству сторожил села в 20-е годы XX века к северному фасаду здания пожарного депо был пристроен прямоугольный деревянный объем на кирпичном каркасе. Деревянные стены каланчи зашиты листовым железом; на месте смотровой площадки устроено закрытое помещение с четырьмя окнами; сняты набатные колокола за исключением одного.
В 60-е годы XX века металлическая кровля была заменена на шиферную.
После 1985 года на южном фасаде здания растесан восточный въездной проем с заменой старых двустворчатых деревянных ворот на железные. Произошла утрата верхней части небольшого шпиля, венчающего пожарную каланчу, а также железного флюгера-флажка. В это же время произошло изменение входных и въездных проемов в объеме пристройки.
В настоящее время деревянная пристройка демонтирована.
Летопись Заозерья. Из воспоминаний долгожителей села 1913 года:
Это здание изначально было пожарным депо, но отличие современного вида от прежнего очень велико. Высокая каланча открывала вид на десятки километров, в сторожевом доме, прилегающем к зданию депо, дежурили по очереди селяне. Начищенные до блеска пожарные каски, сияли на полках, аккуратно развешанные шланги занимали место на стена, весь пожарный инвентарь находился на своем месте, дополняя порядок и готовность. Площадь здания позволяла использовать депо для выступлений артистов, фокусников, иллюзионистов.
Дополнительно о пожарных каланчах: