Великий пожар в древнем в Риме (июль 64 года)

В I-II вв. Римская империя переживала период своего расцвета. Само слово «Рим» означало тогда не только название города на берегах Тибра, но и величие и славу, могущество и великолепие, богатство и культуру. Впрочем, доводилось Риму испытывать и бедствия. Одно из них произошло в июле 64 года, когда колоссальный пожар в древнем Риме, длившийся семь дней, истребил практически всю городскую застройку.

Нерон смотрит на горящий Рим

Нерон смотрит на горящий Рим (Карл Теодор фон Пилоти, 1861 г.)

Об этом событии не так уж много сведений. Основными источниками данных по пожару служат труды античного историка Тацита и древнеримского писателя Светония, но они весьма противоречивы между собой.

Великий пожар в Риме нашел освещение в фильмах и художественных произведениях:

  • Книга Г. Сенкевича «Камо грядеши». Действие романа развивается в Римской империи во время правления императора Нерона и охватывает период 64-68 гг. и повествует о казни христиан, обвиненных в поджоге великого города. По роману был снят фильм (представлен ниже).
  • Школьный учитель истории Нестор Петрович в советском телесериале «Большая перемена» объясняет своим ученикам на уроке события, связанные с Великим пожаром и императором Нероном.

Летом вышеуказанного года император Нерон со свитой находился в Анциуме – небольшом приморском городке. Как-то в узком кругу приближенных Нерон читал отрывок из своей поэмы «Троя», тот, где описывался пожар древней Трои. (Заметим попутно, что римский правитель считал себя великим стихотворцем и тапевцом.) Присутствующие, естественно, шумно выражали одобрение. Лишь один Гай Петроний – подлинный знаток искусств – объявил, что стихи очень плохи, поскольку в описании пожара не хватает жизненной правды.

Ты прав, – сказал Нерон, подумав, – но ведь я никогда не видел горящего города.

Командир императорской гвардии (преторианцев) Тигеллин тут же воскликнул:

Вели, государь, и я сожгу корабли в порту Анциума или сам Анциум!

Это слишком незначительно для моего вдохновения, – презрительно заметил император. И затем неожиданно добавил: — Какая, должно быть, сейчас духота в Риме…

Вскоре почти все разошлись, только Тигеллин задержался, и они с Нероном еще толковали. Если бы Петроний мог предвидеть, чем обернутся его слова!

Прошло несколько дней. Однажды Нерон и Петроний гуляли по саду, рассуждая о поэзии и музыке. Вдруг в панике вбежал один из слуг:

Пожар! Большая часть Рима в огне!

Боги! – вскричал император. — Я увижу горящий город и закончу «Троя»! Если выехать немедленно, смогу я еще застать пожар?

Над городом сплошное огненное море. Рим гибнет, государь! – был ответ.

Во время пожара

Пожар возник в хлебных лавках около Большого Цирка между холмами Палатин и Целий и стал с невероятной быстротой распространяться по центру города.

В центральной части Рима была самая густая застройка, и там пожар вспыхивал одновременно в нескольких местах, так что спасавшиеся люди неожиданно натыкались на другой вал огня, который двигался им навстречу, и погибали в муках. Часто два человеческих потока встречались в каком-нибудь узком проходе, и тогда начиналась бешеная драка – били и топтали, не разбирая ни возраста, ни пола.

На третий день бедствия в Рим прибыл Тигеллин. По его распоряжению солдаты и горожане стали сносить дома на Эсквилинском холме, еще не тронутом пожаром, дабы огонь наткнулся здесь на пустое место и погас сам по себе. Тогда же Тигеллин направил письмо Нерону, в котором умолял его приехать и своим присутствием успокоить народ. Однако император тронулся в путь, когда пожар был уже в самом разгаре. Ночью он с большой свитой подъехал к городским стенам. Взойдя на акведук Аппия, Нерон принялся декламировать свои стихи. Его вдохновлял вид огромного полыхающего города!

Толпа, собравшаяся у акведука, реагировала на декламацию весьма прохладно. Поэтому Петроний от имени императора обратился к ней со следующими словами: «Римский народ! Город будет отстроен заново. Завтра начнется раздача хлеба, масла и вина. Потом государь устроит вам такие Игры, каких вы еще не видывали, и там все получат угощение и подарки». Вот теперь римляне разразились приветственными криками.

Писатель Светоний виновником поджога города называл самого императора Римской империи. В те годы правил страной сумасбродный и ненавистный народом правитель Нерон. Свидетельства Светония говорят, что Нерон накануне возгорания с факелом в руках с друзьями разгуливал по одной из римских улиц, а спустя время наблюдал за горящей столицей с окраины Рима и пел в это время легендарную поэму о падении Трои. Диктатор уехал на безопасное расстояние от пожара, чтобы не пострадать, но и увидеть красоту сделанного им страшного пожара. Именно так стали тогда думать обезумевшие от горя римляне.

Но свидетельства историка Тацита полностью противоречат рассказам Светония. Великий римский ученый во время пожара был еще подростком и лично видел, как Нерон сразу после начала пожара въехал в эпицентр событий и отдал приказ пожарным немедленно начинать тушить пожар, а спасательным службам приказал начинать эвакуацию горожан. Тацит уверяет своих читателей, что еще в то время, когда вовсю полыхало пламя в разных точках города, император уже придумывал новый градостроительный план.

Согласно этому строительному документу, будущий новый Рим должен быть с широкими улицами, с большим расстоянием между домами, а материалом для строительства должен быть камень, а не древесина. Нерон также планировал сделать основной выход из здания на улицу, а не на приусадебный участок. Большинство историков современности больше соглашаются с мнением Тацита, а не с описанием Светония. Но истинные причины пожара – по-прежнему «белое пятно» истории.

А город тем временем продолжал гореть. На шестой день пламя, дойдя до пустырей на Эсквилине, стало ослабевать. К исходу же седьмого дня пожар прекратился. Когда кучи углей обратились в золу и рассеялся дым, пространство от Тибра до Эсквилина представляло из себя гигантскую серую пустыню с торчавшими печными трубами, напоминавшими надгробные колонны. Днем среди этих «колонн» бродили люди, ища уцелевшие предметы или останки родных. А погибло несколько десятков тысяч человек. Из четырнадцати округов Рима нетронутыми огнем остались лишь четыре.

Несмотря на оказанную властями помощь, среди народа упорно ходили слухи о преднамеренном поджоге города по приказу императора. Нашлись свидетели, утверждавшие, что, когда в первый день загорелся Большой Цирк, его запретили спасать, а из толпы кто-то кричал: «Смерть спасающим!». Видели также людей: они бегали по улицам и площадям и бросали в дома горящие факелы. Слухи порождали недовольство, а недовольство могло вылиться в восстание против Нерона.

Больше всего этого опасались его приближенные, ибо все безумства и злодеяния императора приписывали их влиянию. Чтобы отвести от себя обвинения, монарх и царедворцы стали искать возможную жертву. Во время одного из совещаний Нерон предложил выдать кого-нибудь на расправу и тем успокоить народ. Однако Тигеллин и жена Нерона Поппея посоветовали все свалить на христиан. Но как заставить римлян поверить в то, что выгоду от поджога могли иметь именно христиане? С помощью одного грека, знакомого немного с этим учением, была сочинена легенда. Христос будто бы обещал своим приверженцам, что, как только Рим будет уничтожен огнем, он явится на землю во второй раз и отдаст им власть над миром. Поэтому на своих собраниях христиане изрыгают проклятия Риму и его населению. Следовательно, они – враги рода человеческого, города и императора.

Все радостно ухватились за эту мысль. Один Петроний выступил против. Среди последователей нового учения у него имелись друзья, и, кроме того, ему всегда претили ложь и трусость. Но Петрония уже никто не слушал. И тысячи христиан приняли мученический конец во время многодневных Игр, устроенных Нероном и Тигеллином… Не будем, однако, вдаваться в ужасные подробности. Скажем только, что Нерон очень скоро сполна расплатился за свои преступления.

Последствия пожара

За шесть суток город сгорел почти дотла. От деревянных строений остались только зола и пепел. В каменных домах огонь обуглил стены, выгорели картины, посуда, книги.

До пожара Рим состоял из 14 кварталов. Огонь уничтожил целиком 4 квартала, а в 7 городских районах были серьезные повреждения. Имущественный ущерб был огромным, большинство горожан остались без жилья и средств к существованию.

Нерон после пожара отдал приказ о размещении потерявших кров людей во дворцах богачей и императорском дворце. Были предприняты усилия по оказанию материальной помощи во избежание голодных смертей. В уцелевшие улицы города стало поступать продовольствие из римских провинций, которое бесплатно раздавали всем нуждающимся.

Провинции Рима были обложены высокими налогами. Деньги стали поступать в императорскую казну для восстановления нового облика города. Финансы стали течь рекой, поэтому Нерон даже построил в Риме Золотой дворец для самого себя.

Вскоре, город был отстроен за небольшие сроки.

Репрессии против мнимых виновников пожара

Нерон возможно и не виновник пожара, но он как правитель обязан был объявить кого-то виновниками возгорания. Император был язычником и люто ненавидел христиан – последователей молодой, недавно зародившейся религии Древнего Рима. Некоторые полагают, что обвинили и последователей других религиозных культов. «Анналы» Тацита сообщают о массовой казни христиан. Верующих в единого бога искали по катакомбам и пещерам, где они тайно слушали проповеди священников.

Светочи христианства

Генрих Семирадский «Светочи христианства. Факелы Нерона» (1882 г.)

Тысячи христиан без суда и следствия были признаны виновными в пожаре столицы. Их подвергли мучительной казни через привязывание к кресту. Люди мучились под палящим солнцем из-за нехватки воды в организме, на их окровавленные тела нападали хищные птицы. Нерон снискал всеобщую ненависть народа, потому что перед казнью приказал стражникам глумиться и издеваться над христианами, одевал их в шкуры хищных зверей и травил на них своры собак.

Распятые на кресте, христиане еще много суток висели на всеобщее обозрение, источая зловонный запах на всю округу. Современная наука уверена, что христиане точно не могли сделать такое злодеяние, ибо они исповедовали самые гуманные и добрые заповеди Нового Завета.

Тематическое видео

Просмотров 8265
Присоединяйтесь к нам
в сообществах
Самые свежие новости и обсуждения вопросов о службе