Принципы, формы и методы обучения и воспитания подчиненных. Пути совершенствования педагогического мастерства офицеров.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.

Воинское воспитание в истории Российской армии.

История развития Российской армии свидетельствует о постоянном внимании государства и военного руководства к процессу воспитания военнослужащих. Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носили стихийный характер. Но постепенно военно-педагогическая мысль начала находить отражение в летописях, поучениях, государственных актах, а также в военно-исторических и художественных произведениях. В дальнейшем воспитательная тематика находила свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях (“Уложения о службе” (1556 г.), “Боярский приговор о станичной и сторожевой службе” (1571 г.), “Военная книга” (1607 г.), “Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы” (1621 г.), “Учение и хитрость ратного строения пехотных людей” (1674 г.) и др.). От солдата требовалось: честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть “тела” своего, быть готовым отдать жизнь за “други своя”.

Основу воспитания в петровской армии составляли нравственность (внушение страха божьего) и патриотизм (преданность государю и отечеству). Система воспитания в этот период предполагала всестороннее воздействие на военнослужащих: систему награждений, воинские ритуалы, внедрение гуманного начала во взаимоотношения начальника и подчиненного, нравственные средства поощрения и наказания, разумную требовательность и т.д.

После смерти Петра I, в 30 – 40-е гг. XVIII в. негативные тенденции в подготовке русской армии начали преобладать над прогрессивными взглядами. Новые уставы и инструкции, составленные временщиками – Остерманом, Минихом, Бироном и др., ухудшили содержание подготовки солдат: она не соответствовала современным требованиям, потеряла личностный, национальный характер. Продолжателем российских военно-педагогических традиций стал П.А. Румянцев. Он стремился к тому, чтобы опытные солдаты передавали свои знания молодым, лично проводил обучение армии. Основой воспитания фельдмаршал считал нравственное, воинское воспитание, моральную и физическую подготовку. Прогрессивные традиции военной педагогики продолжил Г.А. Потемкин. Предоставляя офицерам широкую самостоятельность, он ограничивал ее “Правилами начальства”, которые запрещали использовать физические наказания для нерадивых солдат.

А.В. Суворову удалось на практике создать целостную военно-педагогическую систему, основанную на: осознании прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решении задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обосновании необходимости психологической подготовки; разработке и практическом применении метода моделирования боевых действий и др. Основу его воспитательной системы составляли военно-профессиональное и нравственное воспитание. Задачами военно-профессионального направления являлись формирование у воинов бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности и дисциплины; нравственного – правдивости, благочестия. Конечной целью такого воспитания являлось формирование инициативного и сознательного воина.

Целью воспитания в дореволюционный период являлось формирование нравственных качеств личности военнослужащих. Умственное, нравственное и физическое воспитание были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Нравственное воспитание включало в себя: нравственные категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственные обязанности (по отношению к товарищам и равным себе; к начальникам и подчиненным; к другим людям; к царю и Отечеству; к самому себе и др.).

В него входили и другие элементы: эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-этическое воспитание.

Под умственным воспитанием понималось развитие у военнослужащего: сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; глазомера (чутья) – способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; находчивости и быстрой сметки, обеспечивающих целесообразность решений (поступков), ведущих кратчайшим путем к наибольшему успеху. Сюда включалось также развитие мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания.

Целью физического воспитания являлось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение его в неутомимого, выносливого, неприхотливого, ловкого, смелого и подвижного воина.

Оно было призвано решить следующие основные задачи: развитие и усовершенствование телесного организма воина; сохранение и укрепление здоровья; приспособление тела к влиянию окружающей среды; развитие выносливости; формирование волевых качеств и др.

Считалось, что воздействие воспитателя могло стать эффективным лишь в том случае, если офицер не принуждает, а советует, не укоряет, а напоминает, вместо материальных наказаний и наград употребляет моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и свое наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках. Важное место отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, указывалось в Дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде. Для понимания отношений, которые складывались в среде офицеров русской армии, интерес представляло введение в 1894 г. дуэлей среди офицерского состава. Император Александр III даровал офицерам российской армии право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам офицер, а собрание офицеров, которое на суде офицерской чести постановляло, что поединок является единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. С другой стороны, офицер не мог не выполнить решения этого собрания об участии в дуэли, так как это считалось недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся офицер обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии.

Если такого прошения не последовало, то командир части обязан был сам по команде представить документы на увольнение этого офицера. Определенное внимание уделялось самовоспитанию и самообразованию. Оно, по мнению военных педагогов дореволюционной России, должно было строиться на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и частях русской армии. Офицер, по замечанию М.И. Драгомирова, должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания. Такие основы воинского воспитания сохранились до Октябрьской революции 1917 года. Рождение в 1918 г. Красной армии потребовало иных подходов к воспитанию военнослужащих. У их истоков стояли такие видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, Г.Ф. Гирс, С.С. Каменев, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий и др.Анализ развития теории воспитания военнослужащих с 1918 г. показал, что наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием особое место стало занимать политическое воспитание военнослужащих, формирование коммунистического сознания у бойцов и командиров. Наиболее важным было укрепление воинской дисциплины, основанной на политической сознательности. Воинов воспитывали в духе товарищества и дружбы, преданности социализму, бдительности и классовой ненависти к врагам.

В ходе Великой Отечественной войны система воспитания военнослужащих подверглась определенной перестройке. Ее направленность определялась характером военно-политической обстановки, потребностями фронта, особенностями ведения боевых действий на различных этапах войны. Особенно большое внимание уделялось развитию вопросов политического, воинского (боевого), нравственного и культурного воспитания, формированию у личного состава верности идеологии коммунизма, непоколебимой веры в победу над гитлеровской Германией, ненависти к фашизму, чувства патриотизма и интернационализма, дружбы и войскового товарищества, утверждению в жизни армии и флота новых боевых традиций. Значительный вклад в развитие практики воспитания воинов внесли видные военачальники, среди которых выдающаяся роль принадлежит Г.К. Жукову. Легендарный маршал требовал от офицеров умения на основе глубокого знания характера, психологии, уровня подготовки своих войск и противника прогнозировать боевые действия, добиваться того, чтобы каждый солдат понимал свои действия. Особое место в воспитании он отводил младшим командирам, предоставляя им всю полноту командно-исполнительной власти.

В послевоенный период в развитии теории и практики воинского воспитания можно выделить ряд этапов:

– с 1945 г. до конца 80-х – время обобщения и всестороннего изучения опыта Великой Отечественной войны; развития военно-педагогической науки;

– с конца 80-х до 1991 г. – завершающий этап функционирования советской педагогической науки и практики в обстановке реформирования Вооруженных Сил и ликвидации СССР;

– с конца 1991 г. по настоящее время – современный этап развития теории и практики воинского воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием обязаны теории и практике воспитания военнослужащих второй половины ХIX – начала ХХ века. Советский период развития военной педагогики обогатил их новым содержанием, сохранив при этом преемственность старой военной школы. Для дальнейшего совершенствования воспитания рядового и командного состава, новых теоретических и практических обобщений необходимо изучать богатейший опыт развития теории и практики воспитания военных кадров в различные периоды истории нашей страны.

Педагогическая культура офицера

Сегодня одним из важнейших путей повышения эффективности воспитания военных специалистов является деятельность офицера, его педагогическое мастерство, педагогическая культура. Анализ исторического опыта показывает, что чем выше педагогическая культура воспитателей, руководителей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части. Что такое педагогическая культура офицера, какова ее сущность и структура в современном понимании? В широком смысле – это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области военно-профессионального образования, обучения и воспитания, а также процесс овладения данными ценностями.

В узком смысле слова – это совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессионально-этических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать воспитательные задачи.

В структуре педагогической культуры выделяют культуру познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных процессов, в постоянном, целенаправленном, систематическом желании и стремлении работать над развитием необходимых навыков и умений. Эта деятельность связана с культурой педагогического мышления офицера, которая проявляется в умении творчески подходить к анализу различных явлений общественной жизни и военно-профессионального труда, выделять в них главное, сравнивать и делать логические выводы, определять тенденции их развития. В единстве с культурой педагогического мышления выступает культура речи офицера. Она представлена в таких свойствах и качествах, как обширный словесный запас; содержательность мысли и развитость всех видов речи (внешней и внутренней, пропагандистской и речи общения и др.); высокоморальное отношение к слову – верность данному обещанию, ответственность за соблюдение единства слова и дела (в дореволюционной российской армии был даже сформулирован своеобразный профессионально-этический закон: “Слово офицера – закон!”); владение эмоционально-выразительными средствами речи (интонация, темп, выразительность, эмоциональность, тембр, мимика, жестикуляция и др.).

Важным элементом педагогической культуры офицера является культура педагогических чувств. Ее конкретное выражение представлено в первую очередь в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного. Высокая культура педагогических чувств офицера выступает как “инструмент” педагогического воздействия на эмоциональную сферу психики солдата.

Данный элемент педагогической культуры находится в тесной взаимосвязи с культурой педагогического общения офицера. Основу ее составляют личностные качества: гуманизм, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, интеллигентность. Культура педагогического общения офицера непосредственно связана с его профессионально-этической культурой. Они при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава представлены в таких реальных педагогических явлениях, как культура внешнего выражения личности офицера и культура его поведения. Внимание подчиненных привлекает осанка, подтянутость офицера, его мимическая выразительность, доброжелательность, “строгая” доброта, дружеское соучастие и т.д. В культуре поведения представлена личность офицера в целом, его нравственный облик.

Составной частью педагогической культуры является культура рабочего места офицера. Она включает умение организации служебного и личного времени, технику работы с литературными источниками, фиксации и обработки необходимой информации, ее отбора и хранения, ведения картотеки.

Все вышеперечисленное представлено в педагогическом мастерстве. Это синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с личностными качествами позволяют офицеру эффективно и качественно решать воспитательные задачи, добиваться высоких и устойчивых результатов в подготовке специалистов необходимого профиля.

Педагогическое мастерство связано с уровнем развития конкретной личности офицера. Мастерам педагогического труда присущи высокоразвитый интеллект, умение нестандартно, творчески решать задачи по обучению и воспитанию военнослужащих при проведении занятий, организации воспитательных мероприятий, стремление к познанию нового, к изучению и использованию передовых и новаторских методов воздействия и взаимодействия.

Офицер приобретает высокий уровень педагогической культуры и профессионального мастерства в процессе жизни и целенаправленной деятельности под влиянием различных факторов, при реализации необходимых педагогических усилий.

Решающее значение в овладении педагогической культурой для офицера имеют периоды подготовки его в военно-учебном заведении и практической деятельности в войсках (на флотах).

Главным в этом процессе было и остается целенаправленное самосовершенствование офицера. Как только офицер перестает работать над собой, снижается его профессионально-педагогическое мастерство.

Эффективность формирования и развития различных элементов педагогической культуры находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения. Очень важным является личный пример воспитателей. Они не только носители знаний, опыта и культуры прошлого, не только представители настоящего, но и прообраз будущего. Необходимым условием совершенствования педагогической культуры у офицеров является индивидуальная воспитательная работа. Знание индивидуальных особенностей конкретного офицера позволяет определить наиболее эффективные средства, методы, приемы формирования педагогической культуры в целом или отдельных ее элементов.

Необходимо вооружать офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики. Эти знания они получают в системе плановых учебных занятий, командирской и общественно-государственной подготовки, в часы специально проводимых лекториев, целенаправленных индивидуальных бесед, обмена опытом воспитательной деятельности.

На становление офицера как педагога, совершенствование его общей и профессиональной культуры существенное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, которая сложилась в части (корабле). Здесь важно все: господствующее коллективное и групповое мнение, настроение старших и младших, утвердившиеся традиции и авторитеты, состояние дисциплинарной практики, степень эффективности методов убеждения и внушения, организация жизни в коллективе, организация труда, службы офицеров и т.д.

В педагогическом плане самосовершенствование офицера отличается многоплановостью. Во-первых, оно является непременным условием профессионального роста, развития собственной педагогической культуры; во-вторых, офицер как учитель и воспитатель обязан учить подчиненных самостоятельно учиться, целенаправленно работать над собой; в-третьих, занимаясь самосовершенствованием, офицер показывает пример того, как надо повышать уровень собственной общей и профессиональной культуры.

Таковы некоторые пути и педагогические условия, связанные с формированием и совершенствованием педагогической культуры офицера, повышением его профессионализма в области воспитания подчиненных ему молодых людей.

Просмотров 8662
Скачать
Тема дня
Присоединяйтесь к нам
в сообществах
Самые свежие новости и обсуждения вопросов о службе